ЧЕЙ ПАРОВОЗ ВПЕРЁД ЛЕТИТ?

Павел Отдельнов. «Inside. Outside». (2012, живопись, х., м., 105 х 195, собственность автора).

«Наш поезд движется через узловые точки культуры и социальной реальности, преодолевая временные пласты и огромные территории, - не без пафоса говорит куратор нового совместного проекта ЦСИ «Росизо» и Фонда культуры «Екатерина» «Прибытие поезда» Виталий Пацюков. - Мы путешествуем, пересекая арт-территорию Европы, России, США, соединяя в единую целостность страны, их культуру и историю». С 23 марта выставочный проект «Прибытие поезда», объединяющий свыше ста работ отечественных и зарубежных художников, откроет свои двери в пространстве Фонда культуры «Екатерина».

Владимир Смоляр. «Транссибирская Сюита». (2018, аудиовизуальная инсталляция, 15’12’’, собственность автора).

Экспозиция рассказывает о феномене поезда в мировой культуре: его динамика, неожиданность появления, факт прибытия и вторжение в реальность стали каноническим символом перемен и неумолимого движения истории вперед. Образ поезда и связанные с ним смысловые контексты обогатили актуальное искусство и открыли особое пространство художественных коммуникаций. Зрителя буквально приглашают зайти в железнодорожный вагон, пройтись по составу, и вместе с ключевыми художниками новейшего времени совершить захватывающее путешествие длиною в 120 лет.

Сергей Резников. «Паровоз». (1978, бумага, графитный карандаш, 55 х 75, Сектор коллекции фонда ГЦСИ собрания ФГБУК ГМВЦ «РОСИЗО»).

Выставку открывает «Исторический поезд». Образность железных дорог мгновенно принял на вооружение кинематограф: зрителя встречают братья Люмьер и их «Прибытие поезда на вокзал Ла Сьота», впервые представленное публично больше столетия назад, а также «Необыкновенное путешествие» Жоржа Мельеса, «Бесшумные поезда» Эдисона и фильмы Ман Рэя, рожденные ритмами раннего джаза. Лейтмотивом раздела выступает Транссибирская магистраль. Железнодорожные коммуникации здесь превращаются в связующий фактор между отечественной культурой и мировой историей.

Сергей Филатов. «Цельнометаллический вагон». (Звуковая инсталляция. Собственность автора).

В видео-композиции «Транссибирская сюита» Владимира Смоляра визуализируется метафора продвижения поезда сквозь художественное пространство евразийского континента. На фоне двигающегося состава, под ритм стука колес, наложенного на «Симфонию № 8» Дмитрия Шостаковича, проносятся ключевые полотна века – «Солдаты» Михаила Ларионова, «Крестьяне» Казимира Малевича, «Летающие» Марка Шагала и образы орфического кубизма Сони и Робера Делоне. Завершает эту часть экспозиции знаменитый видеоролик на песню Бориса Гребенщикова «Этот поезд в огне».

Павел Отдельнов. «Движение по горизонтали». (2012, живопись, х., м., 90 х 150, собственность автора).

Раздел выставки «Миростроительное депо» рассказывает о достижениях советского кинематографа 1930-х годов через фрагменты фильмов «Симфония Донбасса» Дзиги Вертова, «Пасифик 231» Михаила Цехановского и «Кинопоезд» Александра Медведкина. Дальше мы переносимся в Америку, где тема поезда получила яркое выражение в стилистике вестернов и мюзиклов, таких как «Большое ограбление поезда» и «Серенада солнечной долины».

Наталья Данберг. «Точка схода». (2018, двухканальное видео 4’21’’ + 6’. Собственность автора).

Поезд въезжает на территорию современной культуры, представленной триптихом “Take a Train” Владимира Янкилевского, видео-артом Марины Фоменко и Александры Митлянской, едет через Европу в работе русской голландки Марины Черниковой и прямо оттуда переносит нас в подмосковную электричку Ольги Чернышевой. Время и пространство выставки выстроены нелинейно: в двухканальной видео-инсталляции Натальи и Валерия Черкашиных мы заходим в вагон подземки на Таймс-сквер, а выходим на Красной площади.

Эрик Булатов. «Не прислоняться». (1984, бумага, цветной карандаш, 30,5 х 21. Из коллекции ФК «Екатерина»).

В «Депо» представлены оригинальные работы советских художников в технике фотомонтажа и оригинальные конструктивистские плакаты, воспевающие индустриальную мощь поездов. Здесь же зритель увидит металлизированную инсталляцию Аллы Урбан и проект, соединяющий визуальный контекст «Большого стекла» Марселя Дюшана с акустикой Джона Кейджа.

Семен Файбисович. «Серый день». (1990, живопись, х., м., 160 х 290. Из коллекции ФК «Екатерина»).

Заключительный раздел выставки «Место действия – поезд» обогащает смысловое поле проекта отсылками к образу поезда в художественной литературе, театре и живописных работах классиков второго русского авангарда.
Открывает раздел новая работа Константина Батынкова «Композиции с образом поезда», рифмующаяся с фото-инсталляциями Льва Мелихова, Владислава Ефимова, архивной хроникой прибытия легендарного «Поезда Победы» 10 мая 1945 года. Этот зал позволяет увидеть новейшие живописные системы - композиции Ильи Кабакова и Эрика Булатова, работы Семена Файбисовича, Павла Отдельнова и Игоря Ширшкова, рассматривающие связи между традицией и возможностями новой визуальной оптики. Одно из ключевых полотен раздела – соцреалистическая работа Кузьмы Николаева «Прокладка железнодорожного пути в Магнитогорске» из коллекции «РОСИЗО».

Кузьма Николаев. «Прокладка железнодорожного пути в Магнитогорске». (1930, живопись, х., м, 139,5 х 380. Из собрания ФГБУК ГМВЦ «РОСИЗО»).

Литературно-театральные ассоциации представлены в «зале Анны Карениной», отмеченном своеобразным эпиграфом – объектом Сергея Катрана по мотивам лекции Владимира Набокова и бинарной инсталляцией Натальи Данберг, предлагающей новою драматургию романа, где творческая игра ребенка предотвращает гибель героини Льва Толстого. Дополняет эту тему стремительно мчащийся поезд Анны Ефремовой, передвигающийся в «обратной» перспективе Павла Флоренского, соединяя прошлое и будущее нашей истории и приглашая войти в магический «вокзал для двоих» Леонида Тишкова. Яркий, устремляющийся на нас свет фонаря этого поезда открывает ностальгическую тотальную инсталляцию Александра Бродского – плацкартный железнодорожный вагон. Особое место в этой «философской» арт-территории занимает «кабинет» Вадима Абдрашитова, мастера новейшего кино-языка.

Владимир Смоляр. «С точностью до размерности». (2018, визуально-акустическая инсталляция, собственность автора).

Завершается выставка бесконечной протяженностью звукового образа локомотива, интегральным акустическим проектом Сергея Филатова, транслирующим свой сигнал в пространство двуканальной инсталляции Сергея Головача «Следующая станция Chinatown» (Россия – Китай). Стрела Транссибирской магистрали здесь устремляется на Восток, где зритель и заканчивает свое путешествие, переживая феномен поезда в контексте культуры последнего столетия. «Зритель не просто присутствует, он фактически едет в этом поезде, присоединяется к этому пространству и влияет на него», - резюмирует В. Пацюков.

Владимир Кожухарь. Без названия. Цистерна. (2005).

«Прибытие поезда» на Кузнецком мосту, 21/5 продлится до 20 мая 2018 года. Кураторами масштабного проекта выступили Виталий Пацюков, Екатерина Дракунова, Анастасия Козаченко, Светлана Макеева.

К.С. (текст).
Фонд культуры «Екатерина» (иллюстрации).

На иллюстрации: Павел Отдельнов. «Inside. Outside». (2012, живопись, х., м., 105 х 195, собственность автора).

 

 

Добавить комментарий