И МАТИЛЬДА КАК НА ЛАДОНИ

Редкий зритель не запыхавшись дойдет до второго раздела выставки «Карл Булла (1855-1929). Фоторепортаж от Санкт-Петербурга до Ревеля». На итоговый этаж средневековой таллинской башни Кик ин де Кёк ведёт узкая (двоим не разойтись) винтовая лестница. Но крутой подъём стоит затраченных сил. Ибо там продолжается, начатая в подвале башни-музея, дивная симфония, исполненная произведениями «отца российского фоторепортажа».

К.К.Булла. Николай II. Экспонат выставки «Карл Булла (1855-1929). Фоторепортаж от Санкт-Петербурга до Ревеля».

Здесь, на фотографиях начала XX века, точно инструменты оркестра расставлены блистательные портреты. Владимир Владимирович (не подумайте – поэт Маяковский) и самодержец Николай Александрович, брутальный Григорий Распутин и обворожительная Матильда Кшесинская, Лев Николаевич Толстой и Владимир Ильич Ульянов-Ленин, в полемическом угаре обозвавший Толстого мебелью («зеркалом революции»).

К.К.Булла. Распутин. Экспонат выставки «Карл Булла (1855-1929). Фоторепортаж от Санкт-Петербурга до Ревеля».

Наверное, в тиши музейных ночей эти призраки продолжают выяснять отношения, изумляя потусторонних старожилов средневековой башни. Зрителю достаточно включить воображение, чтобы уловить отрывки диалогов, а то и целые арии да хоры, звучащие в Таллине благодаря искусству как самого Карла Карловича Буллы, так и его сыновей - Александра и Виктора. 35 портретных работ, продуманных до мельчайших деталей, когда не только каждое ружье в кадре стреляет, но звучит «каждая книжка на столе и колечко на пальце».

К.К.Булла. Н.К.Рерих, 1910-е гг. Экспонат выставки «Карл Булла (1855-1929). Фоторепортаж от Санкт-Петербурга до Ревеля».

Всего же на выставке экспонируется 80 произведений К.Буллы. 45 работ первой части, что в башенном подвале, посвящены Санкт-Петербургу (очень, кстати, требовательному персонажу), рассказам о знаменательных событиях и эстляндским сюжетам. Среди последних особо трогателен опять же портрет, иначе не сказать, дома на острове Эзель (Сааремаа), где Карл Булла провел последние годы жизни.

Дом на о.Сааремаа (Эзель) К.К.Булла, 1920-е гг. Экспонат выставки «Карл Булла (1855-1929). Фоторепортаж от Санкт-Петербурга до Ревеля».

К произведениям Карла Буллы (а чуть шире – его мастерской) лучше всего подходит русская калька со слова «фотография», давно ушедшее из обихода понятие светопись («…воля ваша, слово «светопись» понятнее и вернее французского слова «дагерротип», которое, как я слышал, ровно ничего не значит» - высказался на заре фотографического искусства писатель М.Н.Загоскин). Да, «светопись», запечатлевшая Эпоху! Ведь мы говорим о творчестве единственного обладателя знака «Фотограф Санкт Петербурга», «Поставщика двора В.К. Марии Павловны», придворного фотографа короля Италии, короля Сербии, короля Черногорского, кавалере Серебряной звезды Эмира Бухарского и прочая, прочая, прочая...

Обложка журнала "Нива" (1902 г.)

Как и у многих уроженцев Пруссии жизнь Карла Буллы с 60-х гг. XIX века связана со столицей Российской империи, где он жил и трудился до 1918 года, оставив наследие почти в 230 тысяч негативов, став подлинной легендой. В 1886 году Карл Булла получает специальное «разрешение на право производства всякого рода фотографических работ вне дома, как-то: на улицах, квартирах и в местах ближайших окрестностей Санкт-Петербурга» (строгие были времена!).

Слева скульптор А.Адамсон, справа спортсмен Г.Лурих, 1914 г. Экспонат выставки «Карл Булла (1855-1929). Фоторепортаж от Санкт-Петербурга до Ревеля».

С 1897 года работы Буллы регулярно печатаются в журнале «Нива». В 1904 году он получает официальное разрешение снимать «торжества в Высочайшем присутствии». С 1908 года К.Булла - фотограф журнала «Огонёк». В этом же году он приобретает фотоателье на Невском, 54 (сегодня это адрес фотосалона и Фонда исторической фотографии имени Карла Буллы, организатора таллинской выставки наряду с Таллинским городским музеем). Перед этим домом 25 января 2001 года установлен Памятник петербургскому фотографу по проекту Л.Домрачева и Б.Петрова.

В зале выставки «Карл Булла (1855-1929). Фоторепортаж от Санкт-Петербурга до Ревеля».

С 1916 года Карл Булла преимущественно пребывает в своем эзельском доме, передав ведение дел сыновьям. В 1918 года мастер окончательно перебрался в Эстонию, где и умер в 1929 году. Но сотни тысяч его произведений по-прежнему ведут свою жизнь, а их герои иногда не без изумления глядят на проносящиеся мимо времена и лица (с шестого этажа Кик ин де Кёк весь Таллин как на ладони).

К.К.Булла. Экспонат выставки «Карл Булла (1855-1929). Фоторепортаж от Санкт-Петербурга до Ревеля».

Олег Серебряков (текст и фото)
На иллюстрации: Фрагмент фотографии К.Булла «Матильда Кшесинская» (1914).

 

поделиться:
Facebook
Pinterest

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

больше новостей в нашем telegram канале

Читайте так же:

Тифлисских окон негасимый цвет
Далее
Валантен де Булонь: мелодии давно минувших лет
Далее
BRAFA 2024: всё по-взрослому
69-я брюссельская художественная ярмарка BRAFA проходит в атмосфере громких юбилеев. Что поделать, магии приятных округлостей в датах невозможно противостоять. 100 лет...
Далее
Справедливость торжествует! При поддержке спецслужб и прокуратуры
Ещё две похищенные нацистами работы Эгона Шиле, воспитанника самого Густава Климта, возвращены наследникам еврейского коллекционера....
Далее
Токийская реликвия The Beatles вновь пойдёт с молотка
1 февраля 2024 года Images of a Woman появится на аукционе Christie’s The Exceptional Sale. На работу заявлен эстимейт $400 тыс. – 600 тыс....
Далее
Возвращение Будды
Даже в малой своей частице Будда пребыает в полноте своей. Историческая голова Будды действительно скоро вернётся из США в Камбоджу, но не одна, а в тёплой компании ...
Далее
ИСТОРИЯ ОДНОГО ПОРТРЕТА
Некоторое время спустя по воцарению своему пожелал Павел иметь свой портрет. Как любой царствующей особе полагается. Но позировать император не пожелал. ...
Далее
Покупали, как не в себя
На торгах Christie’s в Нью-Йорке при 6 ценовых рекордах доля продаж по лотам составила 97%, а на осеннем аукционе таллинской галереи Haus был реализован практически такой ж...
Далее
Архитектор архитектора вывернул мехом внутрь
Далее
Классика передвигается в виртуал
Далее