ОХОТА К ПЕРЕМЕНЕ МЕСТ

Рерих (1874-1947). «Заморские гости» (1901, х., м., 85х112.5, ГТГ).

В понятие «Передвижники», как ни крути, «охота к перемене мест» заложена изначально. Не мелочась на километры 14 декабря Третьяковская галерея открыла в Шанхае выставку 68 знаковых для русского искусства картин русских живописцев второй половины XIX века, вошедших в историю нашей культуры под именем «передвижники». Среди экспонируемых в Китае шедевров «Аленушка» (1881) В.М. Васнецова, «Тайная вечеря» (1866) Н.Н. Ге, «Неизвестная» (1883) И.Н. Крамского, «Тихая обитель» (1890) И.И. Левитана, «Портрет писателя Л.Н. Толстого» (1887) И.Е. Репина, «Заморские гости» (1901) Н.К. Рериха (эта работа, как отметило издание «Новое время» в номере 3/16 марта 1902 года, приобретена "Государем Императором при обзоре выставки").

В.М. Васнецов (1848-1926). «Аленушка» (1881, х., м., 178х121, ГТГ).

Творчество многих русских художников второй половины XIX века связано с Товариществом передвижных художественных выставок - самым крупным и успешным творческим объединением, созданным в 1870 году и ежегодно с 1871-го до 1918 года, а затем в 1922–1923 годах открывавшим выставки в Петербурге, Москве, а также в провинциальных городах России. Товарищество объединило художников, стремившихся к творчеству, независимому от официальных академических кругов.

Н.Н. Ге (1831-1894). «Тайная вечеря» (1866, х., м., 283х382, ГТГ).

Живописцы В.Г. Перов, А.К. Саврасов, И.Е. Репин, И.И. Левитан, В.И. Суриков, В.М. Васнецов, К.А. Коровин и многие другие передвижники уже при жизни снискали широкую известность. Через их произведения китайский зритель знакомится с жизнью России позапрошлого столетия - народными обычаями, особенностями национальной одежды, рассказми об исторических событиях. Устроители выставки полагают, что особый интерес представят портреты писателей, художников, музыкантов, чьи имена известны во всем мире, - И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого, П.И. Чайковского.

И.Е. Репин (1844-1930). «Портрет писателя Л.Н. Толстого» (1887, х., м., 124х88, ГТГ).

Выставка «Передвижики. Шедевры русского искусства из Третьяковской галереи» состоит из нескольких разделов. Начинаясь с произведений 1860-х гг. и во многом предвосхищавших идеи передвижников (полотна И.М. Прянишникова, М.П. Клодта, А.И. Морозова, В.В. Пукирева) она подводит своего зрителя к произведениям, экспонировавшимися на Первой выставке передвижников в 1871 году: «Майская ночь» И.Н. Крамского, «Портрет историка Н.И. Костомарова» Н.Н. Ге, «Рыболов» В.Г. Перова, «Лосиный остров в Сокольниках» А.К. Саврасова. Расцвет деятельности «передвижников», его широкое признание связаны с творчеством И.Е. Репина, В.М. Васнецова, В.И. Сурикова, В.Д. Поленова, И.И. Левитана, чьи произведения 1880–1890-х гг. занимают центральное место в экспозиции.

И.И. Левитан (1860-1900). «Тихая обитель» (1890, х., м., 87.5х108, ГТГ).

На выставке в Шанхае представлены картины лучших пейзажистов своего времени — Ф.А. Васильева, Н.Н. Дубовского, А.И. Куинджи, А.К. Саврасова, И.И. Шишкина. Впервые в состав выставки, посвященной истории Товарищества передвижников, вошли произведения мастеров, тесно связанных с Академией художеств, с которой отношения передвижников складывались очень непросто, - С.В. Бакаловича, Ф.А. Бронникова, И.К. Макарова, К.Е. Маковского. Тем самым в экспозиции обозначено содержательное и художественное противостояние представителей этих направлений.

И.Н. Крамской (1837-1887). «Неизвестная» (1883, х., м., 75.5х99, ГТГ).

Новый этап в жизни Товарищества передвижных художественных выставок начался в 1890-е гг., когда в творческую жизнь включались молодые художники с другими идеями и желанием развивать язык живописи. Товарищество начало постепенно уступать лидирующие позиции в художественной жизни России и сосуществовать с другими художественными объединениями. Обновление живописных приемов и средств пластической выразительности в шанхайской экспозиции демонстрируют работы И.Э. Грабаря, К.А. Коровина, С.Ю. Жуковского, А.С. Степанова, М.В. Нестерова. Благодаря художественной чуткости П.М. Третьякова искусство передвижников представлено в собрании музея лучшими образцами. С передвижничеством основатель Галереи связывал надежды на процветание и особую роль русского искусства. Именно с этой частью коллекции, которая является сердцем Третьяковской галереи, знакомится китайский зритель.

Выставка «Передвижики. Шедевры русского искусства из Третьяковской галереи» в Шанхайском музее продлится по 4 марта 2018.

М.Б. (текст, иллюстрации)

На иллюстрации: Н. Рерих (1874-1947). «Заморские гости» (1901, х., м., 85х112.5, ГТГ).
 

 

Добавить комментарий