ПОГРОМ. ТЕПЕРЬ ПО-РИЖСКИ

Сальвадор Дали «Видение ангела». (1977 г. Бронза

Похоже, не только российским музейным работникам впору осваивать приемы рукопашного боя. Доселе несвойственные профессии навыки проявил персонал рижского выставочного зала Союза художников Латвии. 16 сентября в экспозиционные помещения СХЛ ворвался «неадекватный мужчина в пляжных шортах», разбил несколько окон, повредил ряд экспонатов (в том числе с проходящей выставки Dalī – Pikaso). Будучи загнан смотрителями в угол неизвестный в конце концов при посредстве полицейского наряда оказался нейтрализован. Открыто дело о хулиганстве.

Наиболее существенный ущерб от действий рижского вандала понесли холст основоположника латышского гиперреализма Миервалдиса Полиса (1948 г.) из экспозиции СХЛ и скульптура Сальвадора Дали (1904-1989 гг.) «Видение ангела» (1977 г.) с выставки Dalī – Pikaso. По словам представителей латвийской полиции, задержанный мужчина 1985 года рождения был передан на попечение медицинских работников. Поврежденная скульптура Дали, по заявлениям в прессе оцениваемая в €50 тыс., отправится на реставрацию. Рассматриваются возможности проведения восстановительных работ, стоимость которых предварительно оценена в €8-9 тыс., во Франции, Италии, Испании или в России. Известно, что скульптура была застрахована российской страховой фирмой.

 

 

Выставочный зал Dalī – Pikaso

Инцидент в Риге произошел примерно в 14:20 по местному времени. Билетер услышала шум, затем в зал забежал босой мужчина в пляжных шортах. Как рассказывает сотрудница выставочного зала, злодей сбросил на пол и повредил скульптуру, разбил окна, повредил витрины. По словам президента Латвийского союза художников скульптора Игорь Добычина (1958 г.), вначале мужчина вошел в зал скульптуры, в котором выбил окна, затем, перемещаясь по помещениям, запятнал кровью несколько выставленных работ. Работники ЛСХ смогли самостоятельно загнать неизвестного в угол, но даже прибывшие позднее полицейские не сразу совладали с агрессивным хулиганом. Куратор выставки Dalī – Pikaso («Дали-Пикассо») Ярослав Шадрин предположил, что мужчина был под воздействием наркотиков.

Выставка Dalī – Pikaso включает примерно 200 работ Пабло Пикассо (1881-1973 гг.) и Сальвадора Дали из собрания российского коллекционера-мецената Александр Шадрина (1958 г.). В Риге работы великих испанских художников (скульптура, керамика, графика) демонстрируются с 4 августа по 27 сентября 2015 г. в рамках совместного проекта А.Шадрина и СХЛ. Впервые рижане получили возможность ознакомится как с 30 предметами керамики Пикассо, так и с керамикой и скульптурами Дали (стоимость полного билета €8, льготного €5).

Плакат проекта "Дали-Пикассо" коллекционера А.Шадрина

А.Шадрин собирает искусство с 1985 г. Его коллекция работ Пикассо и Дали, представленная на Dalī – Pikaso, формировалась последние 15 лет. Многие её предметы приобретены в Парижском музее Дали, на аукционе Christie’s, в галереях и аукционных домах Европы. Перед приездом Ригу выставка неоднократно экспонировалась в России и Белоруссии. Организаторы выставки подчеркивают, что выставку работ Пикассо и Дали из коллекции А.Шадрина, где, по определению президента The Salvador Dali Archives, LTD (Нью-Йорк) Франка Энтёра, собраны скульптурные и графические работы наиболее характерных для Сальвадора Дали образов, посетили около 1 млн. зрителей. Досадно, что в Риге биография достойной выставки пополнилось нападением вандала.

 «…такие выставки надо охранять вот хотя бы от таких придурков», - по горячим следам прокомментировал событие один из рижан. И с ним нельзя не согласиться, без тени иронии порекомендовав музейщикам заняться освоением приемов рукопашного боя.

Г.В.
На иллюстрации: Сальвадор Дали «Видение ангела». (1977 г. Бронза: литье по выплавляемым восковым моделям. 44 см. Тираж 350 экземпляров. На скульптуре имеется клеймо с указанием уникального номера представленного изделия из общего количества выпущенных экземпляров).

СПРАВКА: «Видение ангела», поврежденная хулиганом, была приобретена А.Шадриным у Бенджамина Леви (Парижский музей Дали). Эта скульптура посвящена теме единства человека и Бога. Образ Творца представлен большим пальцем правой руки, из которого появляется все сущее (как ветви из ствола дерева). «Перст Божий» символизирует божественную волю, будит в зрителе ассоциации с башней и фаллосом. Человек создан по «образу и подобию» и стремится уподобится Творцу. Человек, напоминающий дерево с устремленными к небесам ветвями, но корнями уходящими в землю, выражает двойственную суть человеческой природы. Ангел (чуть в стороне) скорбно размышляет о двойственности человеческой натуры и тщетности человеческих устремлений (подчеркнуто костылем за спиной ангела)…

 

Добавить комментарий