ВОПЛОЩАЯСЬ СКВОЗЬ ВРЕМЯ

Еврейский музей и центр толерантности (Москва).

Как хороший пример взаимодействия культурных и финансовых институтов выглядит открывающаяся 25 марта 2015 года в московском Еврейском музее и центре толерантности выставка «Современники будущего». При поддержке Внешэкономбанка России Музей представит произведения 34 художников. Кураторами проекта выступают Иосиф Бакштейн, Мария Насимова, Григорий Казовский.
 

На выставке «Современники будущего. Еврейские художники в русском авангарде. 1910 – 1980-е гг.» будут показаны произведения из российских музеев и частных коллекций. Экспозиция продемонстрирует развитие российского искусства минувшего века. Три раздела («Первый русский Авангард», 1910-е —1930-е гг., «Второй Авангард», 1956 – 1970-е гг., а также «Московский концептуализм и соц-арт», 1970-е — 1980-е гг.) поэтапно развернут еще одну допустимую ретроспективу авангардного искусства России через работы 34 художников.
 

Выставку откроют произведениями художников первой половины ХХ века — Марка Шагала, Натана Альтмана, Эля (Лазаря) Лисицкого, Роберта Фалька, Александра Тышлера, Соломона Юдовина, Соломона Никритина. Творческие поиски этого поколения и его сосредоточенность на вопросах национального стиля, по мнению организаторов, были ответом на отрицание самого существования еврейского искусства. Вместе с тем, в работах этих художников идеи такого искусства воплощались в диалоге и в контексте программы русского авангарда. Тем самым они внесли большой вклад в развитие русской художественной культуры.
 

Вторая волна авангарда пришла после смерти Сталина с появлением первых опытов международного художественного обмена. Движение так называемого «второго авангарда» возникло как альтернатива соцреалистическому официозу и привлекало художников-евреев возможностью развиваться и свободно выражать себя. Оскар Рабин, Владимир Яковлев, Михаил Гробман, Владимир Янкилевский, Эдуард Штейнберг и другие представители этой группы стремились к визуальному анализу реальности и к разрушению форм официального искусства. Это привело к открытиям, благодаря которым русское искусство после долгого перерыва снова стало частью международного художественного процесса.
 

Художники круга московского концептуализма, в числе которых — Илья Кабаков, Эрик Булатов, Виталий Комар, Александр Меламид, Ирина Нахова, Юрий Альберт — взялись за исследование и деконструкцию советских реалий и художественных схем, благодаря чему это направление оказалось важным вкладом России в интернациональное современное искусство.
 

Всего же «Современники будущего» объединят свыше 140 произведений разных жанров, включив сугубо документальные и архивные материалы — фотографии, каталоги, афиши. Проект сопроводит каталог и образовательная программа. Куда не худо бы пригласить ряд гиперактивных деятелей Тартуского художественного музея.

М.Б.
Собственный информатор проекта Прииск (Москва)

На иллюстрации: главный вход в Еврейский музей и центр толерантности (Москва).

Добавить комментарий