На всех дворах Страны Восходящего Солнца стояла эпоха Эдо (1603-1868 гг.). 21 апреля 1701 года прямо при дворе сёгуна во время ежегодных ритуалов обмена новогодними подношениями между императорским и сёгунским дворами молодой князь Асано Наганори поднял оружие на церемониймейстера сёгуна! Причины до сих пор не вполне ясны, но пролитие крови в стенах резиденции правителя было тяжелейшим преступлением, и наказанием за него для самурая было ритуальное самоубийство сэппуку. Такая смерть князя влекла за собой конфискацию всех его владений, его бывшие вассалы становились ронинами, «странниками в бурных волнах» …
Кто бы мог тогда подумать, что благодаря этому случаю в Государственном музее Востока с 13 декабря 2019 года по 26 января 2020 года покажут свыше 60 гравюр из коллекции Кирилла Данелия?! На выставке «47 ронинов. Легенда как искусство» будут представлены разные школы и направления многогранной японской гравюры, несколько поколений прославленных мастеров этого жанра. Среди представленных в экспозиции художников - Утагава Кунисада (Тоёкуни III) (1786-1865), Утагава Куниёси (1798-1861), Тоёхара Тиканобу (1838-1912). Многие работы впервые будут представлены в России впервые.
Не только среди представителей славного сословия самураев, но и среди простого народа история о 47 ронинах получила самое широкое распространение. Она обернулась источником вдохновения для рассказчиков-коданся, чьи рассказы, в свою очередь, стали основой для пьес Кабуки и Дзёрури, любимых жанров японского театра. Успех новых представлений сделал неизбежным появление гравюр с изображением верных ронинов. Такие листы были памятным сувениром для тех, кто посетил представление, или сообщали о театральной новинке, которую непременно стоило увидеть. Аншлаги в театрах, шумный успех и спектаклей, популярность гравюры с изображением героев тех событий и актёров, исполнявших их роли, со временем стали ассоциироваться с достатком и процветанием. Побывать на представлении про верных ронинов считалось в эпоху Эдо доброй приметой, а купить что-нибудь, связанное с этой историей, означало принести частичку этого благого знамения к себе домой.
Японская гравюра из собрания К. Данелия.
… отважные ронины не смирились, что противник их господина остался жив и не понёс никакого наказания. В течение почти двух лет они готовили месть, и, наконец, в ночь с 30 на 31 января 1703 года состоялся знаменитый штурм усадьбы церемониймейстера Киры Ёсинаки. Кира был убит, а ронины добровольно сдались властям и ушли из жизни также, как их господин Асано.
Куратором выставки в Музее Востока выступила Анна Егорова, научным консультантом Ольга Чернова.
М.Б., Москва (текст).
Государственный музей Востока, Москва (иллюстрации).
На иллюстрации: Японская гравюра из собрания К. Данелия.