«Алхимия» Василия Бертельса редчайший для негосударственного арт-сектора Прибалтики некоммерческий проект. Задействовав помимо всех трех измерений средневекового экспозиционного пространства галереи-мастерской Domini Canes и само Время наш проект по количеству зрителей если не превзошел, то натурально сравнялся с ведущими выставочными площадками Эстонии, перешагнув этническую раздробленность художественной сферы региона.
В.Бертельс устраняет обоснованное замечание некоего сотрудника Языковой инспекции.
Мы преувеличиваем? Отнюдь! В книге отзывов «Алхимии» нет, пожалуй, надписи только на арабском (тамошним, увы, ныне явно не до искусства).
Французы на таллинской "Алхимии" проекта Прииск.
Лунный серп провернулся – и бронзу сменило золото. Златой Марчелло взглянул из-под золотого припотолочного облака на новые рисунки, а «Бронзового человека» сменил «Золотой человек» и неожиданным букетом расцвел дачный дворик среди предельно артикулированных рисунков тушью. Мимолетно, точно далекое воспоминание о Золотом веке, называемом Ведами Сатья (или Крита) Югой.
Одна из стен "Алхимии". Золотой век.
Когда следуя за лунным серпом Золотая неделя «Алхимии» под аккомпанемент музыкальных импровизаций таллинки Валентины Гончаровой (скрипка) и юной петербурженки Виталии Антоновой (флейта) взошло «Поклонение Золотому тельцу» «Марчелло» обернулся объектом «Прореха» (из дыры позолоченного целлофана повинуясь гравитации свесился китайский шпагат с узелками «на память»).
В.Бертельс. "Прореха" (2016, целлофан, шпагат натуральный китайский).
Напротив, дебелую ветхозаветную Сусанну принялись искушать три (вместо канонической пары) старца.
Валентина Гончарова у "Сусанны и старцев".
Почти целый экспозиционный день афро-американский ценитель прекрасного пытался приобрести «Поклонение», но разве на некоммерческой выставке речь идет о продажах?
"Поклонение Золотому Тельцу" в интерьере.
И была поставлена точка. Рисунок, начатый в день открытия выставки и еженедельно продолжающийся, был завершен.
Итоговый рисунок "Алхимии". Бумага. Тушь. Перо.
Василий Бертельс, окунув перо в баночку с тушью, 11 августа 2016 года поставил итоговую дату и подпись. Игра в четыре измерения была окончена. Game over?!
В.Бертельс. Итоговый рисунок "Алхимии" (14.07.-11.08.2016, бумага, тушь, перо).
Нет. Процесс можно только начать. Завершения он не имеет, вырываясь из плоскости в живое пространство-время зрительского восприятия. И преображая его.
В.Бертельс. Играя в четырёх измерениях.
Олег Серебряков
На иллюстрации: В. Бертельс. "Алхимия". Фрагмент экспозиции "Золотой человек"