Ход первый (факт): 21 августа 2014 г. завершается выставка местной художницы Алисы Якоби (1981 г.) «Время танцевать» в уютном таллинском кафе в Старом городе. Средневековый интерьер «непрофильной площадки» с 21 мая не без достоинства вмещал плоды творческого поиска графического дизайнера. Три пастели и шесть холстов выпускницы Эстонской художественной академии (2005 г.) 2010-2014 гг. объединила наполненность милым дамским шармом и бархатистым эротизмом. Пластичными гостями из глуби первой четверти века ХХ, когда планету покоряли Фрейд и танго. Черные фигуры-силуэты танцовщиц контрастируют с означающими напор страстей оранжевыми, пурпурными, алыми и золотыми плоскостями. На каменных стенах некогда конной городской мельницы кипят «вулканы страстей», монологи современницы о поле, страсти и любви от €560 (пастели) до €1100 (масло). «Но цель выставки не только продажа, цель также сказать-рассказать идею, вернее, еще раз сказать о проблеме субличностей, о том, как сами люди страдают от обилия мыслей и ненужных споров и гаденьких мыслишек», - сказала в эксклюзивном комментарии художница. За 3 месяца экспонирования 3 работы вызвали интерес посетителей и скорее всего будут проданы.
Ход второй (комментарий): похоже, риск становится модным трендом. Экскурсы современников в прошлое, во-первых, рисковое дело. Ссылка в актуальной теме (а гендерная тематика предельно актуальна в Европе) неизбежно обязывает художника и также неизбежно умножает любую слабость. Но Алиса рискнула, причем рискнула втройне, во-вторых, представив «Время…» на розничную продажу на, в третьих, непрофильной площадке. Общепит способен превратить искусство в гарнир. Визуальный. Технический и смысловой потенциал художника должны быть таковы, чтобы сделать наоборот. То есть превратить общепит в часть своей рамки. Ведь подлинное искусство обладает даром, сродни Мидасовому – превращать всё, к чему прикасается, в искусство, как древнегреческий царь всё превращал в золото. Последний раз на нашей памяти это удалось сделать в Таллине возглавляемому Дмитрием Шагиным десанту «Митьков» в 1996 г., когда целый пивной зал по имени Gvalt на неделю был обращен в Митьковскую инсталляцию. Получилось зело борзо, трезвенники-Митьки экспонировались в насквозь пропитом пространстве, проводили тараканьи бега с пивными призами и судили убойные игры эстонских арт-журналистов и искусствоведов в пивные шашки… Возвращаясь к комментируемой выставке стоит выразить уверенность, что опыт игры на непрофильном пространстве рано или поздно порадует Алису навыкам творить аналогичные чудеса. Как говорил самый женолюбивый и страстный классик, опыт - сын ошибок трудных.
М.Богуславский,
На снимке: Алиса Якоби (1981 г.) «Время танцевать», 2014 г., 65х75 см., х.м. Заявленная цена €800.