Кто в теме – поймет больше сказанного. Рынок искусства старых мастеров необычайно чувствительный даже к малейшему намеку на, мягко говоря, сомнительность предлагаемого товара, на днях буквально взорвала публикация британской прессы. The Daily Mail проинформировала читателей, что подделками является множество работ старых мастеров, реализованных аукционным домом Sotheby’s за общую сумму около £200 млн.
The Times сообщила, что сомнения экспертов вызвали работы приписываемые Лукасу Кранаху Старшему и Франсу Халсу. Sotheby’s, оперативно начавший собственное расследование, отозвал с торгов предполагаемого Халса с эстимейтом £8.4 млн. Судьба остальных полотен оказалась под вопросом.
Начало скандалу положило изъятие из частного собрания княжеской семьи Лихтенштейна «Венеры» Кранаха, датируемой 1531 г. (в настоящее время эксперты Лувра выясняют её подлинность) В 2013 г. эту работу приобрели за £6 млн в лондонской галерее Colnaghi. Всего же по предварительным данным сомнения вызывают 25 работ. Владелец «Мужского портрета» Халса намеревается предъявить иск арт-дилеру Марку Вайссу, несколько лет назад продавшему эту работу.
Арт-эксперт Боб Хаболдт (Bob Haboldt) считает происходящее «наиболее масштабным скандалом в изобразительном искусстве». По его мнению, подобное не происходило со времен знаменитых подделок Яна Вермеера в 1940-х гг. Наряду с переоценкой спорных полотен под вопросом оказывается репутация всего современного поколения арт-дилеров.
На фоне таких слов даже самые робкие опыты и попытки региональных европейских игроков выйти на рынок старого искусства, пусть и поддержанные антикварами московского происхождения, теряют перспективы. Такой грустный вывод делают ветераны прибалтийского антикварного рынка, советуя коллекционерам (как и их британские коллеги) не терять бдительности. Ведь не все старые мастера одинаково стары.
Г.В. (Специально для Кунсткамеры Прииска)
На иллюстрации: Переоценивая Халса. (По иллюстрации The Times)