Похоже, не только российским музейным работникам впору осваивать приемы рукопашного боя. Доселе несвойственные профессии навыки проявил персонал рижского выставочного зала Союза художников Латвии. 16 сентября в экспозиционные помещения СХЛ ворвался «неадекватный мужчина в пляжных шортах», разбил несколько окон, повредил ряд экспонатов (в том числе с проходящей выставки Dalī – Pikaso). Будучи загнан смотрителями в угол неизвестный в конце концов при посредстве полицейского наряда оказался нейтрализован. Открыто дело о хулиганстве.
Наиболее существенный ущерб от действий рижского вандала понесли холст основоположника латышского гиперреализма Миервалдиса Полиса (1948 г.) из экспозиции СХЛ и скульптура Сальвадора Дали (1904-1989 гг.) «Видение ангела» (1977 г.) с выставки Dalī – Pikaso. По словам представителей латвийской полиции, задержанный мужчина 1985 года рождения был передан на попечение медицинских работников. Поврежденная скульптура Дали, по заявлениям в прессе оцениваемая в €50 тыс., отправится на реставрацию. Рассматриваются возможности проведения восстановительных работ, стоимость которых предварительно оценена в €8-9 тыс., во Франции, Италии, Испании или в России. Известно, что скульптура была застрахована российской страховой фирмой.
Выставочный зал Dalī – Pikaso
Инцидент в Риге произошел примерно в 14:20 по местному времени. Билетер услышала шум, затем в зал забежал босой мужчина в пляжных шортах. Как рассказывает сотрудница выставочного зала, злодей сбросил на пол и повредил скульптуру, разбил окна, повредил витрины. По словам президента Латвийского союза художников скульптора Игорь Добычина (1958 г.), вначале мужчина вошел в зал скульптуры, в котором выбил окна, затем, перемещаясь по помещениям, запятнал кровью несколько выставленных работ. Работники ЛСХ смогли самостоятельно загнать неизвестного в угол, но даже прибывшие позднее полицейские не сразу совладали с агрессивным хулиганом. Куратор выставки Dalī – Pikaso («Дали-Пикассо») Ярослав Шадрин предположил, что мужчина был под воздействием наркотиков.
Выставка Dalī – Pikaso включает примерно 200 работ Пабло Пикассо (1881-1973 гг.) и Сальвадора Дали из собрания российского коллекционера-мецената Александр Шадрина (1958 г.). В Риге работы великих испанских художников (скульптура, керамика, графика) демонстрируются с 4 августа по 27 сентября 2015 г. в рамках совместного проекта А.Шадрина и СХЛ. Впервые рижане получили возможность ознакомится как с 30 предметами керамики Пикассо, так и с керамикой и скульптурами Дали (стоимость полного билета €8, льготного €5).
Плакат проекта "Дали-Пикассо" коллекционера А.Шадрина
А.Шадрин собирает искусство с 1985 г. Его коллекция работ Пикассо и Дали, представленная на Dalī – Pikaso, формировалась последние 15 лет. Многие её предметы приобретены в Парижском музее Дали, на аукционе Christie’s, в галереях и аукционных домах Европы. Перед приездом Ригу выставка неоднократно экспонировалась в России и Белоруссии. Организаторы выставки подчеркивают, что выставку работ Пикассо и Дали из коллекции А.Шадрина, где, по определению президента The Salvador Dali Archives, LTD (Нью-Йорк) Франка Энтёра, собраны скульптурные и графические работы наиболее характерных для Сальвадора Дали образов, посетили около 1 млн. зрителей. Досадно, что в Риге биография достойной выставки пополнилось нападением вандала.
«…такие выставки надо охранять вот хотя бы от таких придурков», - по горячим следам прокомментировал событие один из рижан. И с ним нельзя не согласиться, без тени иронии порекомендовав музейщикам заняться освоением приемов рукопашного боя.
Г.В.
На иллюстрации: Сальвадор Дали «Видение ангела». (1977 г. Бронза: литье по выплавляемым восковым моделям. 44 см. Тираж 350 экземпляров. На скульптуре имеется клеймо с указанием уникального номера представленного изделия из общего количества выпущенных экземпляров).
СПРАВКА: «Видение ангела», поврежденная хулиганом, была приобретена А.Шадриным у Бенджамина Леви (Парижский музей Дали). Эта скульптура посвящена теме единства человека и Бога. Образ Творца представлен большим пальцем правой руки, из которого появляется все сущее (как ветви из ствола дерева). «Перст Божий» символизирует божественную волю, будит в зрителе ассоциации с башней и фаллосом. Человек создан по «образу и подобию» и стремится уподобится Творцу. Человек, напоминающий дерево с устремленными к небесам ветвями, но корнями уходящими в землю, выражает двойственную суть человеческой природы. Ангел (чуть в стороне) скорбно размышляет о двойственности человеческой натуры и тщетности человеческих устремлений (подчеркнуто костылем за спиной ангела)…