В московской галерее «Эритаж», что на Петровка 20/1, с 31 мая по 30 августа2019 года будет открыта выставка «Игра в новеченто. Несоветское советское искусство 1920 – 1930-х». Кураторами проекта, реализованного при участии ГМИИ им. А.С. Пушкина и поддержке Института итальянской культуры в Москве, выступили Кристина Краснянская, Анастасия Докучаева. На выставке будет представлено более 70 произведений.
Фавста Шихманова. Портрет балерины. Сер. 1910-х. 133 х 102.
Новеченто буквально с итальянского переводится как «двадцатый век», однако век художественного стиля, получившего это имя, оказался куда короче. 7 декабря 1922 года (через месяц после фашистского «марша на Рим») с легкой руки подруги Муссолини Маргериты Сарфатти (1880-1961) в галерее Лино Пезаро в палацо Польди Пеццоли в Милане собрались семеро художников и образовали первую в Италии арт-группу Novecento italiano. Объединило мастеров кисти и резца прежде всего ritorno all’ordine, то есть стремление к «возвращению к порядку» (культура испытывает ностальгию по авторитарности, говорила синьора Сарфатти).
Крапивный Дмитрий Павлович (1900 - 1940). Натюрморт с африканским идолом (в мастерской Бориса Гурвича). 1930-е. Холст, масло. 110 х 80. см. Собрание Галеев-Галереи, Москва (ранее - собрание галереи Capitani, Милан).
На открытии первой выставки «новечентистов» в галерее Лино Пезаро 26 марта 1923 г. присутствовал сам Муссолини. Выступая дуче отметил значимость сотрудничества художника и власти, их совместной работы над общей целью – созданием фашистской мифологии. Скромная выставка семи художников из группы Novecento в определенном смысле положила начало развитию феномена взаимодействия искусства и власти в фашистском государстве. Уже в 1924 году на XIV Венецианской биеннале «новечентистам» выделили отдельный зал. Но ничто не вечно под Луной - разногласия привели к распаду группы.
Мария Ломакина. Модель с куросом. 1923 – 1927. Холст, масло. 134 х 73 см.
А художественное направление? Художественное направление осталось. И не особо напрягаясь доминировало в Италии вплоть до падения режима дуче. Выставки, где особо востребованы были темы труда, спорта, молодежи, сюжеты, как «итальянский народ слушает выступление Муссолини по радиоприемнику», учреждение государственных премий, цензура – всё это кирпичик за кирпичиком выстраивало официальное искусство далёкой от нас солнечной страны, чтобы в середине сороковых рухнуть (практически сгинуть) в забвение…
Алексей Зернов. Синее на синем. 1923 – 1924. Холст, масло. 40 х 31.
На выставке «Эритажа» картины ключевых итальянских мастеров новеченто (Пьетро Маруссига, Акилле Фуни, Феличе Казорати, Марио Тоцци, Чезаре Монти) впервые предстанут в сопоставлении с произведениями живописи, графики, скульптуры, фарфора, дизайна советских художников той же поры. В игру с итальянцами вступят Кузьма Петров-Водкин, Владимир Фаворский, Татьяна Купервассер, Владимир Ковальский, Надежда Лермонтова, Алексей Зернов, Мария Ломакина, Владимир Лебедев, Дмитрий Крапивный. Экспозицию дополнят работы художников русского зарубежья - в частности, произведения Бориса Григорьева и Леопольда Сюрважа. Отдельную секцию выставки составят советские и итальянские художественные издания этого периода, связанные с эстетикой новеченто.
М.О., Москва (текст).
Галерея «Эритаж» (иллюстрации).
На иллюстрации: Алексей Зернов. Несчастный случай. 1926. 71 х 52 см.