Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина совместно с парижским Музеем на набережной Бранли имени Жака Ширака представляет выставочный проект «Tату». Татуировка давно заслужила музейное осмысление. Принимая этот проект, ГМИИ им. А.С. Пушкина реализует свою миссию не только как музей изобразительного искусства, но и как музей истории цивилизаций. Около 200 произведений масштабного хронологического и географического охвата раскроют историю феномена тату.
Выставка покажет этапы развития татуировки в разных регионах мира: от предметов традиционного искусства до произведений современных художников. Работы действующих тату-мастеров продемонстрируют на созданных для выставки объемных силиконовых моделях - слепках с частей тела реальных людей. Среди художников, выполнивших проекты татуировок: Филип Лю, Хенк Шиффмахер, Джек Руди, Гай Атчисон, Алекс Бинни, Доктор Лакра, Тин-Тин, Пол Бут, Хориёси III, Лео Сулуэта - ведущие современные мастера планеты.
Археология сухо свидетельствует, что татуировка уходит корнями в глубокую древность. Одни из самых ранних примеров представляет уже древнеегипетская цивилизация. На выставке будет показана ложечка в форме плывущей девушки с цветком лотоса периода Нового царства (XIV век до н.э.). Вроде бы хорошо знакомый зрителю экспонат предстанет в новом свете: немногим известно, что на бедрах девушки изображена татуировка в виде фигурки бога Бэса.
Особый раздел посвящен татуировке коренных народов Океании, где эта традиция жила вплоть до прихода европейцев в середине XIX века. Рисунок или орнамент, а также зона нанесения на тело выбирались в зависимости от пола и социального статуса. Современная страница развития татуировки на Маркизских островах представлена работами российского мастера из Санкт-Петербурга Дмитрия Бабахина (он занимается исторической реконструкцией этой культурной традиции). Помимо этнографических материалов, ритуальных предметов и приспособлений для нанесения татуировки, будут показаны силиконовые макеты, украшенные в том числе и работами местных современных тату-мастеров.
Несколько разделов посвящены феномену татуировки в Европе и Америке. Если говорить о европейской традиции, то в Древней Греции и Древнем Риме татуировки использовались как наказание: ими клеймили поверженных врагов. В Римской империи клеймили рабов, гладиаторов и ранних христиан. При этом античная ойкумена была населена народностями, где татуировка служила противоположным целям: у пиктов, кельтов и бриттов она являлась знаком отличия, высокого происхождения.
По мере колониального освоения происходили два параллельных процесса: участники морских плаваний, знакомясь с татуировками туземцев, наносили себе на память такие же, а руководители экспедиций изучали нательные рисунки как этнографическую диковинку, делали зарисовки и описания. В странах Европы уже с конца XVII века путешественники привозили из дальних стран татуированных «дикарей» для показа публике.
Североамериканские индейцы практиковали обычай татуирования, но с приходом европейских колонистов их культура постепенно замкнулась в границах резерваций. С завершением колонизации татуировка в США развивалась в отрыве от традиций коренного населения. Уже к первой половине XX века сформировались графические особенности американской татуировки (яркие цвета, смелые контуры). В 1870-х годах открылись первые тату-салоны в Нью-Йорке, в 1891 году была запатентована электрическая татуировочная машинка, что обеспечило новые технические возможности и дало толчок развитию новой стилистики. В 1960-х годах появляется формация тату-художников, позиционирующих татуировку как искусство, а также новый тип заказчиков - бунтующая молодежь. Начинается эра возрождения татуировки и постепенного ее выхода из маргинального поля.
В России татуировка также долгое время развивалась преимущественно в криминальной среде. Но к концу XX века повсеместное присутствие криминальной татуировки среди представителей этого мира постепенно сошло на нет, татуировка заключенных стала частью интернационального стиля, а смысловые границы изображений - более подвижными. На выставке будут показаны фотографии Сергея Васильева, в 1970-1990-х годах посещавшего места заключения, фиксирующие традицию русской криминальной татуировки во всем ее разнообразии.
Сегодня образным языком татуировки активно пользуются современные художники. ГМИИ им. А.С. Пушкина представит работы бельгийца Вима Дельвуа и итальянца Фабио Виале. Выбирая татуировку в качестве одной из художественных техник, Дельвуа и Виале используют широкий спектр заложенных в нее социально-культурных значений и вызываемых ею ассоциаций. Итальянский скульптор Фабио Виале работает с таким благородным природным материалом, как каррарский мрамор. Воспроизводя античные скульптуры, Виале покрывает их белоснежную поверхность рисунками русских криминальных татуировок, а также татуировками в японском стиле. В состав выставки войдут три скульптуры Фабио Виале и двенадцать работ Вима Дельвуа.
Ранее проект «Тату», кураторами которого выступили Анн и Жюльен (HEY! Modern Art and Pop Culture), был представлен в Музее на набережной Бранли имени Жака Ширака, Королевском музее Онтарио, Филдовском музее естественной истории, Музее естественной истории Лос-Анджелеса, Музее изящных искусств Гаосюна. Московский показ (в организации которого приняли участие помимо зарубежных музеев ГМИИ им. А.С. Пушкина, Государственный Эрмитаж, Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого Российской академии наук (Кунсткамера), Государственный исторический музей, Российская государственная библиотека) дополнят предметами из российских музеев и частных коллекций.
Резюмируя сказанное можно заметить, что современная татуировка отвергла различие между элитарным и массовым искусством и стала частью современной культуры.
Выставка «Тату» в Галерее искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков ГМИИ им. А.С. Пушкина (Волхонка, 14) пройдёт с 3 марта по 31 мая 2020 года. Её кураторами выступили Варвара Шкерменёва, заместитель заведующего отделом организации выставок, Александра Савенкова, ведущий специалист по экспозиционно-выставочной деятельности. К выставке выпущено специальное издание, а также подготовлена образовательная программа, в рамках которой лекции прочтут тату-мастера — участники выставки Хенк Шиффмахер и Дмитрий Бабахин.
М.Б., текст.
ГМИИ им. А.С. Пушкина, иллюстрации.
На иллюстрации: Ложечка в виде плывущей девушки с цветком лотоса. Египет. XIV век до н. э. Слоновая кость, эбеновое дерево, краска. ГМИИ им. А.С. Пушкина.