Это как раз тот самый случай, когда вроде бы малое событие в культурной жизни современной Европы стало большим шагом в жизни художника. Спроси себя, что есть малое?.. С 22 по 30 мая 2019 года в таллинской галерее Domini Canes прошла выставка художника Максима Симченко «ЗА», которой наш Прииск не только завершил свой насыщенный живыми показами онлайн-сезон, но и подвел итоги Международного конкурса Леонардо-2018, назвав его номинантов и победителя. Всего неделя, но какая неделя - лабиринт!
30 мая 2019 года. Художник и его гости.
Средневековые стены бывшей монастырской кухни суровых доминиканцев (а ныне витражной галереи-мастерской всемирно известной художницы Долорес Хоффманн) уже в который раз включились в игру, предложенную художником-номинантом дебютного арт-конкурса культурной секции Европейской Академии Естественных Наук (Ганновер) и нашего Прииска «Леонардо-2018». Заявку на конкурс мог подать любой желающий, предоставив своё произведение, выполненное в 2018 году. Это, конечно, демократично, но международное жюри назвало номинантами лишь троих: именитого петербуржского живописца Алексея Кирьянова, легендарную эстонскую керамистку Керсти Кару и склонного к эксперименту с материалом таллинца Максима Симченко. Выбор победителя оказался ой-как не прост, однако, победила молодость: Медаль имени Леонардо да Винчи ЕАЕН 22 мая 2019 года (в 5-й день рождения Прииска) была вручена Максиму Симченко (1991), представившему на конкурс объект в технике аппликации «Мальчик и мёртвая ворона».
«Некогда Василий Суриков сказал, что написать "Боярыню Морозову" его сподвигло зрелище - ворона на снегу. То есть из этого колористического контраста художник вывел драматическое противостояние героини и толпы. Видно, и Максим Симченко нашел свою ворону. Что-то он из нее извлечет? Мы имеем в виду, разумеется, не вульгарную расчлененку, продиктованную детским "а что у нее внутри?". Ну и желательно, чтобы на молодого художника не ополчилась агрессивная армия защитников животных…» - не без доброго (напутственного) юмора сказал о работе победителя московский арт-критик Михаил Боде.
М. Симченко. Мальчик и мёртвая ворона. 2018.
Объект «Мальчик и мёртвая ворона», разумеется, стал стержнем выставки «ЗА». Вы когда-либо осязали пустоту? Здесь пустоту можно потрогать – мертвая городская птица, хоть и отбрасывает тень, выполнена пустотой. Здесь яркий мир городской окраины только оболочка вырезанной в его плоти черноты небытия. И как простому русскому человеку не вспомнить строки из стихотворного цикла «На смерть Бобо» Иосифа Бродского: «…ты стала ничем, точнее - сгустком пустоты. Что тоже, как подумаешь, не мало»? Или «мастерскую гравюру» 1513 года Альбрехта Дюрера «Рыцарь, смерть и дьявол»? Чем мальчик Симченко не рыцарь? Чем город, переданный своим крохотным фрагментом, не дьявол?..
М. Симченко. Дар ксеноморфа (Чужой). 2018.
Начинаясь от выступающего из темени голливудского ксеноморфа, разворачиваясь в синкопированных образах современников выставка, оправдывая своё имя, уводила вдумчивого зрителя за повседневную суету. Проект Симченко на одной из самых оживленных туристических троп Старого Таллина напоминал готический лабиринт, сложенный из знакомых по предыдущим выставкам работ (выставки «Стена», «Суккуленты», «М в синем круге», «#micetimestory» и др.), который при любых зрительских трактовках приводил к вечной теме мирового искусства – антитезе жизни и смерти.
Победитель международного конкурса Леонардо-2018, награжденный Медалью имени Леонардо да Винчи ЕАЕН художник Максим Симченко с плакатом выставки «ЗА».
Как там было у поэта в «Смерти Бобо»? – «Идет четверг. Я верю в пустоту. В ней, как в Аду, не более херово. И новый Дант склоняется к листу и на пустое место ставит слово».
Олег Серебряков, Таллин (текст).
Александр Пахарев, архив Прииска (иллюстрации).
На иллюстрации: Художник М. Симченко и его Муза по имени Жанна у объекта «Мальчик и мёртвая ворона».