Под занавес второй недели сентября 2014 года стало известно, что в этом году ярмарка «Арт Москва» восемнадцатый раз проводиться не будет. Об этом сообщил Василий Бычков, директор компании «Экспо-парк», оператора этой старейшей российской художественной ярмарки. На участие в 18-й «Арт Москве» было подано 50 заявок из 12 стран.
«Арт Москва» родилась в 1996 году и свой «звёздный час» пережила в 2007 году, получив прибыль в размере 200 тыс. руб., когда в ней приняли участие 70 галерей. Прошлогодняя «перезагрузка», предусматривавшая на стендах павильонов искусство от €5 тыс., не помогла. «Экономнее, компактнее, доступнее» «Арт Москве» стать не довелось. Российский арт-рынок с появлением очнувшейся от четырехлетней спячки ярмарки Cosmoscow, как жеребец Боливар из новеллы О’Генри, не выдержал двоих.
Специалисты связывают сегодняшнюю ситуацию с тем, что «что в 2012 году ярмарка лишилась сразу нескольких крупных участников: например, галерей «Айдан» и Марата Гельмана, тогда сообщивших о прекращении коммерческой деятельности, галереи XL, сократившей количество проектов в год и галерей Ирины Меглинской и Paperworks, отказавшихся от площадок на «Винзаводе». Кроме того, у ярмарки появились конкуренты. В 2012 году ее бывший арт-директор Кристина Штейнбрехер возглавила купленную русским бизнесменом Сергеем Скатерщиковым Vienna Art Fair. События проходили почти в одни и те же дни и многие завсегдатаи Арт Москвы предпочли Вену».
На сегодняшний день внутрироссийского арт-рынка современного искусства фактически нет. По мнению московской галереи «Триумф», внешний рынок, с которым можно было бы в лучшие времена связать какие-то надежды, сейчас очень вяло реагирует на русских, а «сюда ехать никто не хочет по понятным причинам». И поэтому вопрос, для кого проводить «Арт Москву», встал в полный рост: для Бычкова это была затратная история, ничего не приносившая и еще отнимавшая, - такие слова профессионалов звучат эпитафией.
На 17-й «Арт Москве» Прибалтику без особого фурора представляла Rooster Gallery (Вильнюс), писавшая цены прямо на этикетках. "В прошлом году, изменив формат, понизив стоимость участия, мы, - сказал в августе текущего года Василий Бычков, - представляли 35 галерей пополам на пополам. Это было катастрофически убыточно. Если это будет только 20-25 галерей из России, то это будет абсолютно нерентабельно, к тому же не представительно». То есть дело не в идеологической цензуре и российском запрете на так называемую гей-пропаганду (идеологические табу русские уже какой век кряду обходят воистину виртуозно!), а в экономике.
Сможет ли Cosmoscow постоять за себя и за того парня – узнаем на днях. Но вот то, что даже московский арт-рынок не выдержал две ярмарки современного искусства – это мы знаем уже сейчас.
Собственный информатор Прииск’а
(Москва)
На иллюстрации: Out of Order. (2014 г. Концептуальный коллаж. ПРИИСК).