69-я брюссельская художественная ярмарка BRAFA проходит в атмосфере громких юбилеев. Что поделать, магии приятных округлостей в датах невозможно противостоять. 100 лет назад свет увидели сюрреалистические манифесты поэтов Ивана Голля и Андре Бретона, а прозаик Поль Нуже стал соучредителем сюрреалистического журнала Correspondance. Арт-мир отважно нырнул в бездны подсознания! Этому всегда актуальному «безумству храбрых» отдаёт щедрую дань нынешняя бельгийская ярмарка.
Арт-ярмарка BRAFA-24 развернулась в огромном выставочном центре Брюсселя, где своё место нашли более 130 её участников, Сюрреализм доминирует на стендах многих экспонентов. Парижская галерея Librairie Lardanchet привезла в Брюссель одно из 19 сохранившихся первоизданий «Манифеста» Андре Бретона. Galerie de la Béraudière показывает «Дворец Ридо» 1928 года кисти Рене Магритта. Галерея Repetto представила работы Джорджо де Кирико «Пьяцца д'Италия» и «Пьяцца д'Италия кон Арианна». Марсельская галерея Alexis Pentcheff выставила рисунок соооснователя Art Concret, армяно-французского художника Леона АртураТутунджяна (1905-1968).
Одной из центральных фигур ярмарки стал бельгиец Поль Дельво (1897-1994). И хотя считается, что художник не так уж и долго придерживался канонов сюрреализма, Фонд его имени выставил (не для продажи!) 15 картин Дельво как из своего собрания, так из частной коллекции, откуда они были переданы в аренду музею художника в Сен-Идесбальде (Бельгия). Эти, по меткому определению недавней посетительницы музея, «сладкие полусны эротомана и плотолюбца» охватывают творчество Дельво 1930-60 гг., когда он получил международную известность и привлёк внимание самого Энди Уорхола. На на стенде бельгийской галереи Boon выставлена картина Дельво «Лунная деревня» (1944 г.). Fine Arts Франсиса Мэре представил «Лето» (1963), галерея Taménaga предлагает «Красную палатку» (1966), а Женевская Opera Gallery надеется найти покупателя на шедевр Дельво 1968 года «Конец путешествия».
Нашли своё место на ярмарке современные художники, кому близко сюрреалистическое видение. Надо заметить, что таковых отнюдь не мало и в Европе, и за её пределами. Весьма гармоничны сюрреалистам дней минувших и сегодняшних старые мастера. Дебютант ярмарки, мадридская галерея Николаса Кортеса показывает портреты итальянской маньеристки XVI века Лавинии Фонтана (1552-1614). Её справедливо почитают как первую женщину-художницу Западной Европы. Ещё один гость из шестнадцатого столетия — бельгиец Корнелис ван Клеве (1520-1567/70). Его «Поклонение магов» представляет ещё один дебютант BRAFA - Galerie Florence de Voldère.
Стоит отметить, что два дня до открытия BRAFA отведены работе экспертов. Почти сотня специалистов исследует представленные произведения. Эта кропотливая работа (подтверждение подлинности, качества и степени сохранности) выполняется с особой бдительностью. Привлекается переносная научная лаборатория и проводится сверка с регистром Art Loss (ALR). Всё, как говорится, по-взрослому, чтобы праздник не омрачать. По Европе всякие господа хаживают.
Текст: Фома Ревельский
Иллюстрации: созданный с использованием открытых источников архив Прииска
На иллюстрации: Шарль Ревель (1829-1880). Аллегории Силы и закона (около1872). Brought by Segoura Fine Art, France.