ГТГ на Крымском валу, похоже, всерьез переходит на формат царь-выставок. Еще свежа в памяти народной экспозиция Серова, а ГТГ заявляет об открытии 29 июля выставки «Иван Айвазовский. К 200-летию со дня рождения». Выставки, обещающей как минимум ни в чем не уступить Серовской.
Третьяковская галерея готовит масштабную монографическую выставку одного из самых популярных и любимых у русского зрителя авторов – Ивана Константиновича Айвазовского (1817–1900).
Радуга. (1873. Холст, масло. 105 × 136. Третьяковская галерея)
В его искусстве были заложены темы, которые волновали многие поколения художников: интерес к изображению бесконечного, безграничного пространства, желание запечатлеть состояние постоянно изменяющейся натуры в конкретный момент времени. «Море — это моя жизнь», — говорил художник. Но вольным творцом Айвазовский никогда не был — он находился на службе у государства и был художником Главного морского штаба. Главный морской штаб посылал Ивана Константиновича «на задания»: по заказу руководства художник оперативно рисовал батальные сцены с мест сражений, вкладывая в них патриотический дух и веру в силу российского флота, продвигая таким образом официальную идеологию.
Вид Ялты (конец 1840-х. Бумага, сепия. 12,5 x 20,5. Третьяковская галерея)
Как бывает у музыканта абсолютный слух, так у Айвазовского была абсолютная память. Он писал свои марины по памяти, исключительно точно передавая различные состояния моря. С 1846 г. в России и за границей было организовано 120 его персональных выставок. Он был избран членом европейских академий художеств: Петербургской, Парижской, Римской, Амстердамской. Папа римский пожелал приобрести для Ватикана картину Айвазовского «Хаос». В 1844 г. ему было присвоено звание академика Петербургской Академии художеств. В 1844 г.
Бурное море. (1868. Холст, масло. 54,2 × 65. Третьяковская галерея)
Айвазовский не только был одним из самых богатых художников своего времени (по словам самого Айвазовского, около 6000). Но и по сей день остается одним из самых дорогих русских художников: средняя стоимость картины Айвазовского составляет примерно 1 млн долларов (в 2007 году картина «Американские суда у скалы Гибралтара» ушла с молотка на аукционе Christie’s за 5,3 млн долларов).
«Живописец, только копирующий природу, становиться ее рабом. Человек, не одаренный памятью, сохраняющей впечатления живой природы, может быть отличным копировальщиком, живым фотографическим аппаратом, но истинным художником — никогда. Движения живых стихий неуловимы для кисти: писать молнию, порыв ветра, всплеск волны — немыслимо с натуры».
Морской берег. (1840, Холст, масло. 42,8 x 61,5. Третьяковская галерея)
Иван Константинович скончался внезапно, ночью, от кровоизлияния в мозг, оставив на мольберте картину «Взрыв корабля», начатую накануне. Художник был похоронен с воинскими почестями, местный гарнизон возложил на гроб адмиральскую шпагу. На могиле высекли надпись на армянском языке: «Рожденный смертным, оставил по себе бессмертную память».
Из огромного количества созданных им работ на выставке представлены около 100 живописных произведений и 50 графических листов. Кураторский отбор позволит зрителям увидеть самые лучшие образцы творчества Айвазовского-мариниста, баталиста, графика.
Лунная ночь на Капри. (1841, Холст, масло. 26 x 38,5. Третьяковская галерея)
На выставке будут демонстрироваться вместе четыре наиболее значимых полотна художника: «Радуга» (1873), «Черное море» (1881; оба – ГТГ), «Девятый вал» (1850), «Волна» (1889; оба – ГРМ). Впервые зрители увидят никогда ранее не экспонировавшееся масштабное полотно «У берегов Кавказа» (1885, ГТГ).
Черное море (На Черном море начинает разыгрываться буря). (1881, Холст, масло. 149 x 210. Третьяковская галерея)
Документальный раздел познакомит с Айвазовским-меценатом, первым почетным гражданином Феодосии. В экспозицию также войдут макеты кораблей, компасы, глобус, подзорные трубы.
Участники: Третьяковская галерея, Русский музей, Национальная картинная галерея им. И.К. Айвазовского (Феодосия), региональные музеи России, частные собрания. Ожидается, что выставка продлится до 20 ноября. Но, как показывает наличествующий царь-выставочный опыт, зрительская любовь подобная «девятому валу» способна как выломать музейные двери, так и «остановить мгновение».
Вид Леандровой башни в Константинополе. (1848, Холст, масло. 58 x 45,3. Третьяковская галерея)
М.Б.
(Москва)
На иллюстрации: Девятый вал. (1850. Холст, масло. 221 х 332. Государственный Русский музей).
(Иллюстрации предоставлены ГТГ).