Чем творческий процесс не дайвинг? Художник ныряет в тему как ныряльщик за жемчугом. Но с каждой новой добычей в нём только крепнет уверенность в том, что где-то там, глубже, ждёт не дождётся его куда большее сокровище, подлинная царь-жемчужница. Эстонский скульптор Тауно Кангро с предельной наглядностью подтвердил эту мысль. Выставка сентября 2021 года Kodus ja võõrsil («Дома и в гостях») в таллинской галерее Архитектуры и дизайна продолжила погружение в его одноимённые прошлогодние показы.
Наверное, «поиск» - ключевое слово в любом разговоре о проектах Кангро. Крайняя, очередная часть проекта «Дома и в гостях» - не исключение. Здесь снова зритель стал очевидцем поиска художника. Поиска стержня гармонии во взаимообогащающем сопоставлении пластики танца и акцентированного цвета пейзажа далёких и «домашних» краёв. Что отнюдь не утомило художника, но пополнило (может быть, с избытком) число обитателей его причудливых миров.
Как и в прошлом году тон показу задавала малая бронза, способная украсить кабинет (или покои) самого требовательного сноба современности. Радуя глаз, отсылая знатока во дни зари текучего Art Nouveau (которым, похоже, серьезно «болен» эстонский скульптор) застыли на мраморных постаментах его танцовщицы. Они точно останавливают мгновения, когда музыка превращается в движение женского тела, чтобы уже не вырваться из бронзового плена, слиться с металлом и покорить, буквально загипнотизировать зрителя.
Нужно ли разъяснять эту игру художника рассказом-комиксом из почти эскизных пастелей, запечатлевших то ли подготовку модели к позированию, то ли репетицию исполнительницы стриптиза? По-цыгански перегружать экспозицию? Такое решение куратора проекта госпожи Ольги Любашкиной (если судить по результату) как минимум удивляет. Как и не может не удивить (опять трудно найти более мягкое определение) умение разместить в минимуме света («съесть освещением») динамичный пастельный пейзаж. Впрочем, у каждого свой талант. А талант Тауно Кангро способен одолеть и преодолевает, как мощный горный поток, любые препоны на своём пути.
Художник ищет и делится, просто не может не делиться чудесными находками своего поиска. Работы Кангро – чувственные, эмоциональные, эротичные – музыкальны по своей сути. Как поющие раковины, поднятые счастливым ныряльщиком из океанской глубины.
Текст: Олег Серебряков, Таллин
Иллюстрации: Пауль Эритарк, Таллин
На иллюстрации: В определённом ракурсе танцующие грации Кангро способны предстать экзотическим вариантом прочтения «Чёрного квадрата» Малевича. Не так ли?