Своё 10-летие Laboratoria Art&Science Foundation в сотрудничестве с Московским музеем современного искусства отметит выставкой Daemons in the Machine. Проект под кураторством Дарьи Пархоменко посвящен т. н. новой демонологии, художественному осмыслению искусственного интеллекта. Экспозиция призвана исследовать актуальные IT-технологии, чей потенциал еще до конца не изучен разработчиками и специалистами: блокчейн, компьютерные вирусы и т.д. Большинство работ, созданных для проекта художниками из России, Великобритании, Австрии и Австралии совместно с учеными из IPavlov, МФТИ и Курчатовского института, будет показано впервые.
Прямо на входе зрителя встретит нейросеть, которая через камеры наблюдения распознает все, что проносится у нее «перед глазами». Эта интерактивная нейроинсталляция британского художника Мемо Актена Learning to See не только опирается на предыдущие знания, полученные, в том числе и с телескопа Hubble, но и продолжает обучаться в режиме реального времени, благодаря участию каждого, кто появится в поле зрения объекта. В инсталляции «Послезавтра» творческого объединения «Куда бегут собаки» блокчейн предстает новой религией - поиском Совершенного числа. Оно генерируется электросхемой, переводящей в цифровую форму писк и чириканье цыплят в инкубаторе.
Томас Фойерштайн (Австрия). Комната управляющего (2018. Интерактивная роботизированная инсталляция, часть тотальной инсталляции «Чай для Кириллова». Проект создан специально для LABORATORIA Art&Science Foundation. При поддержке Лаборатории Касперского).
Центральной работой выставки станет специально созданная трехчастная интерактивная инсталляция австрийского художника Томаса Фойерштайна «Чай для Кириллова». В первой части автор предлагает встретиться с призраком инженера Кириллова, героя романа Достоевского «Бесы», проверяющего свои теории о свободе воли. Призрак Кириллова нельзя увидеть, но можно почувствовать его действия и обнаружить его изображение на мониторе камеры видеонаблюдения. Во второй части открывается внутренняя жизнь сети в прямом смысле этого слова. Зритель окажется в лабиринте из сотен проводов, которые соединяют между собой абстрактные объекты, состоящие из контрольных пане- лей, регуляторов и мониторов. Системы мониторинга «Лаборатории Касперского», партнера проекта Daemons in the Machine, отслеживают кибератаки, ботнеты, наполняя объекты вибрациями, глубокими басовыми звуки. В третьей части зритель попадёт в будущее, где его встретят два героя: роботизированные старинные хирургические лампы Borgy & Bes, которые ведут осмысленный диалог на языке XIX века, обсуждая последние новости из интернета. «Мозгом» героев являются нейросети обученные iPavlov (МФТИ) на базе произведений Достоевского.
Дмитрий Каварга (Россия). Поглощающий концепты (2017. Роботизированная инсталляция, полимеры, композиты, металл, двигатели, видео-камера, цветные жидкости. Фотография (с) RDI Creative).
Раздел Art&Science Incubator погрузит посетителя в процесс сотрудничества ученого и художника. Здесь показаны произведения, созданные роботами-рисовальщиками австралийца Джона Маккормака, и гибридные скульптуры Егора Крафта Content Aware Studies. Для их создания нейросети, обученные на базе ряда отобранных художником оцифрованных произведений античной эпохи, воссоздают утраченные фрагменты скульптур демонов Древней Греции.
Мемо Актен (Великобритания). All watched over by machines of loving grace: Deepdream edition (2016. Принт).
Демоны новейшего времени и их античные коллеги будут резвиться в Московском музее современного искусства (ММОМА), что на Петровке, 25, с 4 октября по 11 ноября 2018 года.
А. С. (текст).
ММОМА (иллюстрации).
На иллюстрации: Томас Фойерштайн (Австрия). Темная комната (2018. Анимированные объекты, часть тотальной инсталляции «Чай для Кириллова». Проект создан специально для LABORATORIA Art&Science Foundation. При поддержке Лаборатории Касперского).