Это особого рода волшебство. Магия. На это можно смотреть бесконечно. Как на текущую воду. Как на горящий костёр. Смотреть, как по галантному движению руки, держащей вместо волшебной палочки аукционный молоток, деньги превращаются в искусство… До очередного сеанса магии остались считаные дни: 6 октября 2020 года в Нью-Йорке состоятся для кого-то долгожданные вечерние торги Christie’s «Искусство ХХ века».
Топ-лотами станут три работы: картина Сая Туомбли «Без названия (Больсена)» 1969 года (оценка: $35–45 млн), полотно Марка Ротко «Без названия» 1967 года (оценка: $30–50 млн) и написанная в 1953–1955 гг. «Женщина (зеленая)» Виллема де Кунинга (оценка: $20–30 млн). Суммарная оценочная стоимость всех 59 лотов аукциона составляет порядка $300 млн. Этот аукцион станет главным событием привычной серии торгов Christie’s в данной категории, формат которой был обновлен. Отныне нью-йоркская сессия будет состоять из двух аукционных недель – октябрьской и еще одной, запланированной на конец осени.
Фаворитом вечернего аукциона станет написанная в 1969 году картина Сая Туомбли «Без названия (Больсена)» Во время своего пребывания в Палаццо дель Драго с видом на живописное озеро Больсена к северу от Рима Туомбли создал четырнадцать масштабных работ на светлом фоне, каждая из которых представляет собой чарующую рапсодию форм, линий, текстур и образов. Эти полотна, написанные с августа по сентябрь 1969 года, вскоре после завершения сенсационной миссии «Аполлон-11», сочетают в себе приемы живописи, рисунка и письма, результатом которых является поэтичное исследование природы времени и пространства. Эта работа, в свое время находившаяся в коллекции Чарльза Саатчи, имеет богатую выставочную историю и впервые предлагается с молотка.
В основе картины Марка Ротко «Без названия» лежит противостояние глубоких, насыщенных цветов и темной, зловещей пустоты. Это одна из самых драматичных работ последнего периода творческой карьеры художника, написанная в 1967 году наряду с еще тремя яркими полотнами, созданными после завершения серии мрачных медитативных картин для Часовни Ротко и серии черно-серых холстов, которые должны были стать его последними творениями. Предлагаемая на аукцион картина наглядно демонстрирует мастерство Ротко как выдающегося колориста, способного вызывать у зрителя неповторимые эмоции путем простого нанесения краски на поверхность.
Написанная в 1953–1955 картина Виллема де Кунинга «Женщина (зеленая)» относится к одной из самых революционных серий в искусстве ХХ. Изображенная на картине румяная женщина в голубом платке прямо смотрит на зрителя широко раскрытыми глазами и с улыбкой. Де Кунинг противопоставляет фигуру женщины и фон, создавая волнующее и неразрешенное напряжение. Работа над картиной была начата вскоре после выставки 1953 года в Sidney Janis Gallery, где были представлены первые работы художника из одноименной серии. В нее же входила и «Женщина I» (1950–1952, Музей современного искусства, Нью-Йорк), считающаяся одной из самых противоречивых работ в истории американского искусства. «Женщина (зеленая)» представляет собой квинтэссенцию уникального авторского видения образа женщины, которое впоследствии легло в основу многих абстрактных полотен художника. Она была показана на выставке 1955 года в Martha Jackson Gallery.
Если не азартными участниками, то очевидцами живого волшебства Christie’s стать совсем не проблема: торги «Искусство ХХ века» будут транслироваться 6 октября 2020 года. Ну, а на что именно, читатель, ты будешь глядеть в режиме он-лайн, на чудесное превращение денег в искусство или на прозаичное превращение искусства в деньги, зависит исключительно от тебя.
Текст: М.К., Москва
Иллюстрации: Christie’s, архив Прииска
На иллюстрации: Деньги превращаются… Деньги превращаются…
P.S. Часто спрашивают, подразумевают ли эстимейты комиссионные. Отвечаем: эстимейты Christie’s не включают в себя комиссионные покупателя. Итоговая цена продажи включает в себя цену, за которую лот уходит с молотка, а также комиссионные покупателя, и указывается за вычетом соответствующих сборов.