Ход первый (факт): С 14 мая по 16 июня 2014 главный выставочный зал Союза художников Эстонии представляет групповую экспозицию под названием Sund (Призыв), которая родилось «из имманентного состояния художника, непременного условия работы». Семеро авторов при финансовой поддержке фонда Kultuurikapital экспонируют живопись, видео-арт, объекты и инсталляцию – практически все ипостаси актуального искусства, пытаясь выстроить некое общее и объединяющее художественное пространство, где главное действо (перформанс) отводится Господину Зрителю. Имена затейников, как говорится, на слуху: Лиина Кальвик (Liina Kalvik), Яан Тоомик (Jaan Toomik), Вано Аллсалу (Vano Allsalu), Михкель Илус (Mihkel Ilus), Михкель Марипуу (Mihkel Maripuu), Манфред Дубов (Manfred Dubov) и Soho Fond – уже который год кряду не теряются среди 961 имени списка Союза художников (групповые и персональные выставки и т.п.). Но именно в таком составе публично художники выступают впервые.
Центральная инсталляция Soho Fond’а, первой встречая зрителя, как бы призвана задать тон остальному: и размытым приглушенным цветам и силуэтам живописи Дубова, которой опять же вроде бы призвана оппонировать тропическая яркость холстов Аллсалу, перебиваемая размытыми инфантильными персонажами Кальвик, и холодному видео Тоомика, и почти детсадовскому объектостроению Илуса. Совершенно нежданные здесь черные люди холстов Марипуу… Впрочем, по мнению устроителей, элементы игры со множеством значений добавляются и переплетаются друг с другом и активируют пространство, в котором оказывается зритель. Бесспорным стержнем экспозиции выступает инсталляция Soho Fond’а «Наши люди»: гипертрофированный принт цветных бумажных куколок для одевания (любимые игрушки советских девочек 70-х) с прилагающимися черно-белыми выкройками-комплектами эстонской национальной одежды. Торжественная ковровая дорожка и звучащие из динамиков магнитофона цитаты действующего президента Эстонии Ильвеса. Какое иное аудио может конвоировать бумажных пупсов с узнаваемыми лицами главы государства и первой леди? Магистрант-дизайнер Эстонской художественной академии Soho Fond, продолжавший образование в Нью-Йорке и Финляндии, привнес в арт-пространство Эстонии почти позабытый мотив иронии, без которого любая игра не игра.
Ход второй (комментарий): Актуальное искусство эклектично как и сознание нашего современника, экскурсом в которое оно отчасти является. Гипертрофированная серьезность и подачи и восприятия гробят процесс. Тон Sund’у задал человек со странным (однако, говорят, вполне официальным!) именем Soho Fond. Это имя стоит запомнить. Можно сказать, что Soho Fond, как губка впитавший в себя характерную для мира большого contemporary art тягу к осмыслению через игру и подчеркнутое преодоление невидимых социальных табу, удачно вписался в группу экспонентов (аки холст в рамку).
Неутешительно по адресу остальных шестерых? - Но и в старой доброй сказке седьмой козлёнок конкретно спасает из волчьей утробы своих собратьев. Вот такая получается у нас история про людей и пупсов.
М.Б.
На снимке: Soho Fond «Наши люди» (2014 г.). Фрагмент.инсталляции.