Ход первый (факт): В рамках международного обмена культурными проектами в таллиннской Городской галерее Художественного холла, чаще иных показывающей иностранных художников, с 28 мая по 22 июня проходит некоммерческая выставка черногорца Зорана Живковича (1969 г.) «От Кристины Беллановы до Роберто Бенини». Название громкое. Да и событие значимое. Во-первых, перед нами живой пример европейской культурной интеграции (в прошлом году в черногорской галерее современного искусства в Подгорице был представлен несомненный лидер contemporary art Эстонии Марко Мяэтамм). Во-вторых, столь ярких и в прямом и в смысловом аспектах работ с берегов Адриатики на востоке Балтики давно не видели.
Зоран Живкович начал обучение в арт-студии Белградского университета и завершил образование в Академии искусств Черногории. Персональные выставки Живковича проходили в разных городах бывшей Югославии, Белграде и Берлине. В майском Таллине черногорец представил концептуальный проект из 29 текстильных аппликаций и 3 мозаик, посвященных исследованию посткоммунистического менталитета Восточной Европы. Портреты анфас, исполненные в подчеркнуто инфантильной манере, разворачивает целую плеяду образов героинь и ударниц современной порноиндустрии Восточной Европы, увенчанную мозаичными портретами «генералов» большого кино Роберто Бениньи, Джима Джармуша и Вуди Аллена. Голливуд , средства массовой информации , порнография, и гламурные стандарты красоты создали новую реальность, к осмыслению которой, можно сказать, призывает художник. Тряпочные дамские личики, каждое на фоне флага страны-происхождения данной порно-дивы, чередуясь, по-своему повторяют старый юнговский вопрос, иметь или быть. Лишь на самый поверхностный взгляд, текстиль Живковича противостоит мозаике, дивы противостоят серьезным режиссерам. И не надо выискивать в экспозиции этические оценки – их нет и не может быть в этом пространстве. Это, скорее, персонажи разных куплетов одной победной песни глобальной культуры. Герои нашего времени, сгущенный образ коего развернул художник с противоположного конца Европы.
Ход второй (комментарий): Все хотят жить, как герои голливудских лент, играть в своих спальнях роли порно-звёзд, философски замечает куратор выставки Рейго Куйвйыги. И хотели, и хотят и будут хотеть, добавим мы, поскольку, ничто не ново под Луной. Доски почетов передовиков производства, завершаемые или одним Ильичом, или обоими, никуда не делись. Процесс (при всей новизне) разворачивается по старой наезженной колее. Только доярок и слесарей заменяют порно-дивы, а ильичей - киношники. Пьедесталы для идолов не остаются пустыми. И при чем тут символы глобального капитализма, на которые так упирают организаторы, я никак не пойму.
О.С
На фото: Зоран Живкович (1969) Вуди Аллен (2013, мозаика)