На заре 1970-х годов успешный владелец лондонской фармацевтической сети Underwoods Гарри Вульф зачастил к лондонским торговцам антиквариатом и дилерам современного искусства и завёл в этой специфической среде множество знакомств. Выбор темы своей коллекции крайне серьезная тема, легкомыслия и суеты не терпит. В конце концов прагматичный Вульф остановил свой выбор на Фаберже. Может быть, это связано с тем, что его предки по отцовской линии были родом из России. Но и потрясающее мастерство ювелиров фирмы Фаберже нельзя сбрасывать со счетов. За 50 лет пополнения собрание Вульфа включило самые разнообразные изделия легендарной фирмы – от камнерезных фигурок животных, рамок для фотографий до керамических изделий, серебра и ювелирных украшений. Гарри Вульф скончался в ноябре 2019 года, однако всего за пять дней до этого всё еще покупал новые произведения… 29 ноября 2021 года в Лондоне на отдельные торги аукционного дома Christie’s будут выставлены 86 лотов коллекции Вульфа, одной из самых знаковых частных коллекций Фаберже в мире (более 10 предметов из коллекции Вульфа не пойдут с молотка лондонского аукциона, но станут экспонатами предстоящей выставки «Фаберже: от романтики до революции» в Музее Виктории и Альберта, которая откроется 20 ноября).
Самые известные выставки Фаберже (в Музее Виктории и Альберта в Лондоне, Музее декоративно-прикладного искусства в Париже, Национальном музее Швеции, Музее декоративно-прикладного искусства в Гамбурге, Музее Бельрив в Цюрихе, Смитсоновском музее дизайна Купер-Хьюитт в Нью-Йорке, Эрмитаже в Санкт-Петербурге) не обходились без произведений из коллекции Гарри Вульфа. «Для Christie's большая честь предложить более 80 шедевров из коллекции Вульфа, - сказал глава департамента русского искусства Christie’s Алексей Тизенгаузен, - и мы очень рады, что нам доверили эту продажу».
Самой забавной и причудливой категорией творений Фаберже лондонские аукционисты называют камнерезные фигурки животных. Гарри Вульф проявлял к ним особый интерес и приобрел одни из самых лучших экземпляров, появившихся на арт-рынке с 1970-х годов. Его коллекцию фигурок животных по качеству сравнивают с британской королевской коллекцией, известной своей знаменитой группой зверей из поместья Сандрингем, заказанной королем Эдуардом VII в 1907 году. 29 ноября на торги представят свыше 20 зверушек, варьирующихся от самых небольших видов, таких как халцедоновая мышь (£25 тыс. – 35 тыс.), до крупных и редких моделей глухаря (£50 тыс. –70 тыс.) и утенка (£25 тыс. –35 тыс.) с выдающимся подтвержденным провенансом.
Мастерство, остроумие и гениальность ювелиров Фаберже проявились в произведениях для повседневной жизни, предметах функциональных, утилитарных. То есть в портсигарах, коробках, флакончиков для духов, рамках, печатях, электрических звонках, зажигалках и набалдашниках, то есть вещах не предназначенных для использования в качестве музейных экспонатов. Отслеживая моду и технологии Фаберже постоянно добавлял новинки в книгу дизайна своей фирмы. Например, на появление на рынке портативной фотокамеры в 1890-х годах Фаберже ответил широким спектром рамок для фотографий. Рамка в форме воздушного змея (£80 тыс. –120 тыс.) и рамка в виде мольберта (£80 тыс. –120 тыс.) являются очаровательными примерами. Среди других новинок были электрические звонки для вызова слуг: на торги выставлен двойной звонок, украшенный фигурками черепах (£25 тыс. –35 тыс.).
На рубеже XIX-XX вв. в Российской империи возник вдохновленный средневековым искусством интерес к национальному художественному наследию, так называемый неорусский стиль. В 1887 году Фаберже открыл свой московский филиал с двумя мастерскими по производству соответствующих серебряных и ювелирных изделий. Мастерские быстро росли, нанимали лучших мастеров и не чурались сотрудничества со Строгановским училищем, которое производило инновационные керамические и эмалевые изделия (керамический ковш, украшенный серебром и драгоценными камнями, £70 тыс. –90 тыс., и керамический сосуд, украшенный серебром, £20 тыс. –30 тыс.). Еще одним источником вдохновения выступили художественные колонии в Абрамцево и Талашкино, российский аналог движения «Искусства и ремесла» в Британии. На деревянном ковше (£35 тыс. –45 тыс.) и настольной коробке (£10 тыс. –15 тыс.) изображены стилизованные птицы славянского фольклора.
Некоторое количество предметов коллекции Вульфа выполнены в самобытном стиле, вдохновленным искусством Японии. Одни из них являются почти точными копиями резных фигурок нэцкэ (фигурка лягушки из бовенита, £15 тыс. –25 тыс., и модель сверчка из нефрита, £10 тыс. –15 тыс.), другие – стилизованы. Компактная пудреница (£40 тыс. –60 тыс.) и каменная чаша с бамбуковыми ручками (£15 тыс. –25 тыс.) созданы из старинных китайских предметов с золотыми и серебряными оправами Фаберже. В отличие от японцев Фаберже не использовал дерево или слоновую кость для своих животных, а предпочитал работать с местными твердыми камнями Сибири и Урала. Камень всегда выбирался с умом, чтобы подчеркнуть природные качества определенного животного. Например, зеленый нефрит очень эффектно используется при изображении полупрозрачных крыльев сверчка (£10 тыс. – 15 тыс.).
Какие торги без топ-лотов? К топ-лотам аукционисты относят «Этюд земляники в стакане из горного хрусталя с украшениями из золота, эмали, нефрита, жемчуга и бриллиантов» (£200 тыс. –300 тыс.), рамку для фотографии из трехцветного золота, украшенную драгоценными камнями и эмалью гильоше (оценка: £80 тыс. –120 тыс.), модель голубой синицы из твердых камней, украшенную золотом и драгоценными камнями (оценка: £50 тыс. –70 тыс.), мозаичную брошь из золота и платины, украшенную драгоценными камнями, дизайн Альмы Пиль (оценка: £70 тыс. –90 тыс.), бонбоньерку в форме шапки дожа из золота, украшенную эмалью гильоше и драгоценными камнями (оценка: £80 тыс. –120 тыс.). Предметы, как видим, отборные, компактные, умещающиеся даже в скромный по размерам чемодан. Практически каждый, согласно анонсу торгов, обладает исключительным провенансом – «от русской императорской семьи, европейской знати и аристократии до членов британской королевской семьи и знаменитых исторических личностей». Что-то 11 августа 1898 года было куплено Николаем II и его супругой Александрой Фёдоровной в санкт-петербургском филиале Фаберже за 145 рублей, что-то 22 ноября 1896 года там же, но лишь Александрой Фёдоровной за 110 рублей…
«Christie’s рад предложить шедевры Фаберже из коллекции Гарри Вульфа именно сейчас, когда наши покупатели больше, чем когда-либо, ценят качество, изысканность и провенанс. – Заявила соруководитель аукциона Марго Оганесян. - Этот аукцион представляет редкую возможность коллекционерам и музеям приобрести одни из лучших произведений Фаберже».
Нет, как ни крути, а инвестиции в антиквариат - дело выгодное. Особенно, если это антикварные вещицы с доказуемым августейшим провенансом. «Из дворца» - как когда-то лаконично формулировали продавцы первой трети века минувшего.
Текст: Я.Т., Лондон
Иллюстрации: аукционный дом Christie’s
На иллюстрации: Бонбоньерка из мохового агата, украшенная золотом и драгоценными камнями, мастера Михаила Перхина (£20 тыс. –30 тыс., на иллюстрации выше слева), была совместно приобретена императором Николаем II и его супругой Александрой Федоровной в санкт-петербургском филиале Фаберже 11 августа 1898 года за 145 рублей. Рукоятка для зонтика из пурпурина, украшенная золотом, эмалью и драгоценными камнями, мастера Михаила Перхина (£15 тыс. –25 тыс., на иллюстрации выше справа), была куплена императрицей Александрой Федоровной в санкт-петербургском филиале Фаберже 22 ноября 1896 года за 110 рублей
P.S. БОЛЬШЕ, ЧЕМ УВИДЕТЬ! Предложение прямо из мастерской художника. Станет как минимум значимым антиквариатом через каких-то 50 лет. Прииск плохого не посоветует – добро пожаловать бесплатно и без ограничений!