Выставка фотографий How to Be a Woman or a Man? финского художника Теэму Мяки (1967 г.) с 7 по 31 августа текущего года проходит в таллинской Kunstihoone Galerii. В феврале-марте прошлого года эта экспозиция (только с иным количеством работ) была представлена в Galleria Hippolyte (Хельсинки) и вызвала позитивные отклики: гендерная самоидентификация актуальна у наших северных соседей, интеллектуальные пространства между сакраментальными литерами «М» и «Ж», открываемые скандинавскими художниками, готовы принять несчетное количество пионеров.
Художник, фотограф и философ Теэму Мяки ищет ответы на свои «проклятые вопросы» в самых разных жанрах. Как доктор искусствоведения он не чужд живописи, ему послушна фотография, близка и понятна театральная сценография. С 1989 года Мяки ежегодно получает не менее одного гранта от какого-либо скандинавского фонда или целевого учреждения, что отчасти объясняет его творческую активность. Тремя словами, Теэму Мяки – современный финский художник, умеющий играть на уникальном инструменте спроса социума и своего мировосприятия: «для меня искусство является наиболее гибкой, универсальной и всеобъемлющей формой философии и политики». Нельзя исключить, что рано или поздно избранный путь приведет его к подлинной индивидуальности.
«Как быть женщиной или мужчиной?» - серия фотографий, начатых Мяки в 2003 году и, судя по всему, не завершенная по сей день. «Я изображаю женщин и мужчин разных возрастов, убеждений и профессий, - поясняет художник. – Я стараюсь сделать видимой внутреннюю и внешнюю борьбу, через которую люди проходят, когда пытаются определиться с мужской или женской гендерной ролью в нашей производственной культуре. Одни просто пробуют, чтобы соответствовать ожиданиям, другие пытаются изменить заданные роли, третьи непосредственно бунтуют, выходя из роли… Эти роли имеют очень мало общего с биологией. Таким образом я исследую эту культурную, социальную, политическую и философскую борьбу за самобытность и расширение прав и возможностей».
Стереотипию ролей художник с финской прямотой уподобляет тюрьме, ограничивающей личность и позволяющей личности ограничивать права другого. Внешняя незатейливость и яркость визуальных образов персонажей позволяет Мяки вести свободный монолог перед зрителем, представляя крупноформатные глянцевые фотографии чередой своих невербальных ответных «постов» на тему, чей сокровенный стержень-смысл, в общем-то, ведом ему одному, и формулируется только через данные зрителю ответы.
Визуальный гипноз большого формата и обжигающей жёсткости и яркости цвета принта - активный инструмент из арсенала художника. Он использует его ни чем не смущаясь, празднично призывая «быть активным субъектом» в определении своей человеческой роли и выйти из пространства «культурных распечаток». В кадре - эстетика от обратного. «Каково! А?!» - воскликнул один из посетителей таллинской выставки. И мы можем только присоединиться к анониму и в свою очередь воскликнуть – каково! Хотя совершенно не разделяем тезис художника о том, что «гендерная структура и борьба являются ключевыми» на арене современности.
К.Баюнъ
На иллюстрации: Teemu Mäki, Hilkka Eklund – Seeing and Singing (a double portrait), 2013