Да, посвящали свои строки произведениям изобразительного искусства наши поэты. Но куда чаще тексты становились поводом к появлению на свет замечательных картин и рисунков (речь, конечно, не про почтеннейший жанр иллюстрации). Русская культура - литературоцентрична. Чему ещё одним подтверждением - ноябрьский проект «Барахлит городок» московской галереи «Ковчег». На рубеже веков и тысячелетий, в году двухтысячном от Рождества поэт Б. Рыжий (1974-2001) выдумал свой городок, звонкий, как рассыпавшиеся по мостовой монетки, городок на три строфы:
Городок, что я выдумал и заселил человеками,
городок, над которым я лично пустил облака,
барахлит, ибо жил, руководствуясь некими
соображениями, якобы жизнь коротка.
Вырубается музыка, как музыкант ни старается.
Фонари не горят, как ни кроет их матом электрик, браток.
На глазах, перед зеркалом стоя, дурнеет красавица.
Барахлит городок.
Виноват, господа, не учёл, но она продолжается,
всё к чертям полетело, а что называется мной,
то идёт по осенней аллее, и ветер свистит-надрывается,
и клубится листва за моею спиной.
Но то, что двадцать лет спустя смог увидеть в клубящейся за спиной стихотворца листве Сергей Сафонов, куратор выставки «Барахлит городок», будет показано с 11 по 29 ноября 2020 года в строении номер 2 дома 22 в Трубниковском переулке, в «Ковчеге».
Помимо созидания почти философического потока аллюзий своим новым групповым показом «Ковчег» преодолевает дурную инерцию восприятия слова «городок», доброе десятилетие вбиваемую мизантропически инсценированными телевизионными анекдотами. «Художник, живущий в меняющемся городе, оказывается его «черным ящиком», его бортовым самописцем, фиксирующим историю такого «полета» - независимо от того, в каком излюбленном жанре он предпочитает работать, - констатирует галерея. - Самые традиционные - портрет, пейзаж, натюрморт - всё вместе и каждый в отдельности становятся свидетельствами изменчивости городских пространств, стилевых и эстетических предпочтений, уклада городской жизни».
Жива память о городских диковинах и приметах, безвременно и бездарно утраченных. Далеко не всегда безукоризненных. Но все же создававших мифологию места: в Москве это сгинувшие Сухарева башня, Собачья площадка, постройки эпохи конструктивизма, прежний «Военторг» на Воздвиженке и гостиница «Москва», стадион «Динамо», воспетый десятками художников с Верхней Масловки, и много чего еще (список, увы, пополняется). В минувшем августе, с грустью отмечает С. Сафонов, и «синий троллейбус, последний, случайный», десятилетиями служивший романтическим символом российской столицы, упразднен.
«Свой город с годами становится чужим - по мере того, как глаз подмечает все новые его несообразности. С другой стороны, даже консервативные музеи обязаны меняться вместе со временем, а город - это ведь не музей, - поясняет «Ковчег». - Как среда обитания город вынужден реагировать на изменения, которые случаются в повседневной жизни его обитателей. Отвечать «повестке дня» - какой бы сиюминутно нелепой или, наоборот, продуманной и осмысленной она ни была».
Строки добровольно ушедшего из жизни в неполные двадцать семь лет свердловчанина Бориса Рыжего в работах избранных Сафоновым художников обрели новое прочтение, новую плоть: «…кажется, что так правильнее - поскольку во всяком городе найдутся «места силы», дорогие коренным горожанам. Прелесть которых не объяснишь заезжему человеку, пусть даже высокому городскому чиновнику».
Текст: М.Б., Москва
Иллюстрации: галерея «Ковчег», Москва
На иллюстрации: Татьяна Коцубей. Из серии «Марьина Роща». 1970-е. Бумага, черная акварель