Собиратель искусства чем-то схож с охотником. В советские же времена коллекционера чаще всего воспринимали как браконьера. Со всем из этого вытекающим… О том, что советские граждане хранили в квартирах шедевры редко и мало говорили (да и говорят). Но может быть, эту недосказанность прервёт масштабный проект московского Музея русского импрессионизма «Охотники за искусством»? С 21 апреля по 29 августа 2021 года музей в сотрудничестве с петербургской KGallery намерен рассказать «истории четырнадцати коллекционеров из Москвы и Ленинграда и их находок, многие из которых до сих пор редко демонстрируются широкой публике».
В экспозиции планируют представить более 70 работ русского и советского модернизма художников первой трети XX века – работы мирискусников Бориса Кустодиева, Константина Сомова, символистов «Голубой розы» Павла Кузнецова, Николая Сапунова, московских сезаннистов «Бубнового валета» Роберта Фалька, Ильи Машкова и Аристарха Лентулова. В состав экспозиции также войдут самобытные примитивистские произведения Нико Пиросмани из коллекции Игоря Сановича; живопись и графика Бориса Григорьева из собрания Николая Тимофеева, работы Василия Кандинского и Алексея Явленского из собрания нашего современника Валерия Дудакова.
«Во многом благодаря таким собирателям, как кинорежиссер Соломон Шустер, переводчик-синхронист Алексей Стычкин, врачи Александр Мясников и Арам Абрамян, видный дипломат Владимир Семенов, были сохранены значимые произведения русского искусства, - сообщает анонс выставки, обещающей стать главным событием в юбилейном для Музея русского импрессионизма году. - В 1950–1980-е годы работы художников-модернистов публично порицались и исключались из постоянных экспозиций государственных музеев. Коллекционеры искали и приобретали произведения гонимых мастеров под угрозой ареста по статье «Спекуляция», рискуя не только средствами и имуществом, но и собственной свободой. В наше время многие из этих работ продаются на аукционах за рекордные суммы».
Для многих героев этой выставки собирательство было попыткой сформировать собственный мир-альтернативу советской действительности. Квартиры коллекционеров в «сталинках» и «хрущевках» нередко превращались в настоящие островки культуры и искусства. Так, в доме агрофизика Абрама Чудновского хранилось более 200 работ Роберта Фалька, Павла Кузнецова, Кузьмы Петрова-Водкина, Марка Шагала и других мастеров. Буквально каждый сантиметр занимали произведения искусства в коммуналке механика Иосифа Эзраха, жил среди полотен знаменитых художников и физик Илья Палеев. «Я начал собирать живопись в 1953 году в ознаменование смерти Сталина», – вспоминал советский экономист Яков Рубинштейн, подразумевая, что до этого заниматься коллекционированием было просто опасно. Под постоянным страхом конфискации коллекций и повторных арестов жили историк Сигизмунд Валк, нефтехимик Игорь Афанасьев. Однако «вирус собирательства» пересиливал – и коллекции продолжали пополняться…
Этот год, повторим, для Музея русского импрессионизма – юбилейный. Идея создать музей у его основателя, коллекционера Бориса Минца (1958), человека, как принято говорить, «с огоньком», с яркой биографией, появилась еще в 2012 году. На начало 2017 года господин Минц занимал в рейтинге «Форбс» 72-ю позицию с капиталом $1,3 млрд, но уже в мае 2018 вынужденно покинул РФ и в 2020 был объявлен на территории СНГ в межгосударственный розыск (такая вот совсем не удивительная с точки зрения госпожи Истории судьба собирателя искусства, но когда было легко быть российским коллекционером?). Работы, приобретённые господином Минцем весной 2014 года в аукционном доме MacDougall’s и его энергия уже в 2015 году сделали музею всероссийское имя и открыли двери в состав ICOM (Международный совет музеев). В 2016 году музей стал финалистом престижнейшего «Интермузея-2016». Сегодня Музей русского импрессионизма считается главным украшением комплекса «Большевик», бывшего промышленного пространства удачно вписанного в общую архитектурную концепцию градостроительной политики Москвы.
Впрочем, с историей музея, его коллекцией и иными затеями при желании всегда можно ознакомиться на легко гуглящемся сайте МРИ. Вернёмся к проекту «Охотники …». Работы, которые покажут на выставке, до сих пор принадлежат наследникам собирателей или современным коллекционерам. Каждой представляемой в рамках «Охотников …» коллекции будет посвящен отдельный раздел, а живописные и графические работы дополнят портреты коллекционеров, выполненные в стиле художником Марией Пономаревой, а также эссе о каждом из собирателей. Оформление выставки, как обещают организаторы, в стиле криминальной драмы отразит практически детективную историю охоты за предметами искусства. Ведь в советское время легально приобрести произведения искусства можно было в комиссионных магазинах. Прежде чем выставить в публичный доступ новые поступления сотрудники комиссионок нередко устраивали «закрытые просмотры» для избранного круга (кому и доставались и лучшие вещи). При этом авангардные работы не принимались на комиссию по соображениям цензуры и были доступны только знакомым художников, их друзьями и наследниками.
Важной частью проекта станет серия фотографий летописца позднесоветской эпохи Игоря Пальмина: она поможет совершить виртуальное путешествие в прошлое, попытаться ощутить атмосферу минувшего.
Музей русского импрессионизма работает по понедельникам, вторникам, пятницам, субботам и воскресеньям с 11:00 до 20:00. По средам и четвергам с 12:00 до 21:00. Касса закрывается за 30 минут до окончания работы.
Текст: А.Р. Тель, Москва
Иллюстрации: Музей русского импрессионизма, Архив Прииска
На иллюстрации: Коллекционер Валерий Александрович Дудаков
P.S. БОЛЬШЕ, ЧЕМ УВИДЕТЬ! Предложение прямо из мастерской художника.