Кто управляет погодой художественного рынка? Наверное, не ошибемся, сказав Sothebey’s и Christie’s. В аукционных залах этих гигантов точно играючи создаются сенсации, значимость искусства обретает понятную большинству шестизначную плоть. В чём всякий желающий ещё раз может убедиться в начале марта текущего 2017 года: с разницей в 5 дней и Sotheby’s и Christie’s проведут очередные торги.
2 марта в Нью-Йорке Sotheby’s проведёт продажи работ из собрания Эда Коэна и Виктории Шоу (предпродажная выставка откроется 24 февраля). Коллекция Коэна и Шоу создавалась свыше 35 лет и отражает близкие отношения, складывавшиеся между Коэном и художниками. Аукцион сфокусируется на произведениях послевоенного и современного искусства, в том числе немецкого экспрессионизма и современного искусства Британии. Судя по объявленным эстимейтам объем продаж будет колебаться между $4 млн и $6 млн.
Коллекцию Коэна, по мнению Аллана Шварцмана, председателя Отдела изящных искусств Sothebey’s, отличает высокий уровень отбора произведений и понимания творчества художников. В числе прочих на торги будут выставлены работы Джозефа Бойса, Цессили Браун, Агнес Мартин и Герхарда Рихтера. Интересным выглядит аукционный дебют хорвата Мангелоса (Димитриджи Башиевич, 1921-1987), чьи работы уже представлены в нью-йоркском Музее современного искусства.
А вечером 7 марта в Лондоне Christie’s предложит свою игру с искусством того же временного среза: состоятся торги «Послевоенное и современное искусство» (такие вот совпадения, про которые не думают). Топ-лотами, по словам представителей аукционного дома, станут работы двух выдающихся американских художников. Написанная в 1949 году картина Марка Ротко «№ 1» (оценка по запросу) и датируемая 1963 годом работа Роберта Раушенберга «Поперечный брусок» (оценка также по запросу).
Марк Ротко (1903-1970). «№1» (1949 год, холст, масло; 198,8 x 100,8 см). Иллюстрация Christie’s.
Картина Ротко впервые была показана в 1950 году в Нью-Йорке в рамках знаковой персональной выставки произведений художника в галерее Бетти Парсонс. «№ 1» одна из немногих картин в частной собственности из тех, что участвовали в этой знаковой выставке. Из 12 работ серии 9 на сегодняшний день находятся в крупнейших музейных собраниях США, включая Музей современного искусства в Лос-Анджелесе («№2»), нью-йоркский музей МоМА («№3»), Музей искусств округа Лос-Анджелес («№4»), Центр искусств Уокера в Миннеаполисе («№ 6»), Национальную галерею искусства в Вашингтоне («№ 7», «№ 8»), Музей Хиршхорн и сад скульптур в Вашингтоне («№ 9») и художественный центр Франсис Леман Лоб в Нью-Йорке («№ 12»). «Предлагаемая вниманию коллекционеров работа Ротко, - сказал Фрэнсис Утред, глава департамента послевоенного и современного искусства Christie’s, - является одной из первых, где впервые был использован принцип сочетания цветовых полей, на годы вперед определивший творческий путь художника».
Роберт Раушенберг (1925–2008). «Поперечный брусок» (1963, холст, масло, шелкография; 142 x 127 см) Иллюстрация Christie’s
«Поперечный брусок» Раушенберга демонстрирует степень влияния, оказанного визуальным стилем этого классика на целые поколения американских художников. Благодаря серии шелкографий, к которой относится эта работа, Раушенберг в 1964 году он стал первым американским художником, получившим «Золотого льва» на Венецианской биеннале. «Поперечный брусок» предлагается на продажу одновременно с масштабной ретроспективой работ художника, проходящей сейчас в лондонской галерее Тейт Модерн, где этой серии работ посвящен отдельный зал. Christie’s отмечает, что Раушенберг наряду с Уорхолом был одним из первых, кто начал работать с шелкографией. Работа, предлагаемая на аукцион, органично сочетает в себе урбанистические и милитаристические образы с прямой отсылкой к «Венере перед зеркалом» Веласкеса.
М.Б. и Е.К.
На иллюстрации: Герхард Рихтер. Abstraktes Bild (834-4). (Эстимейт Sothebey’s $600 тыс. - $800 тыс.) Иллюстрация Sothebey’s.