4 июля 2018 года Sotheby's представит в Лондоне аллегорический бюст «Мир» работы Антонио Кановы (1757-1822). За всю историю аукционных продаж лишь несколько выполненных им работ выставлялись на торги, что придает сегодняшнему событию особенную значимость и заставляет вспомнить удивительного итальянского мастера.
А. Канова. Автопортрет (1792, х., м.). Иллюстрация архива Прииска.
Антонио Канова родился в итальянском городе Поссаньо в ноябре 1757 года. Несмотря на неспокойные времена в Европе, он стал одним из немногих художников, кому удалось преодолеть все политические препоны, вызванные революционными настроениями и Наполеоновскими войнами. За свою жизнь он успел поработать практически на все политические силы Старого Света, включая Папу Римского, Наполеона Бонапарта, дом Габсбургов, принца-регента Великобритании и Венецианскую республику - что свидетельствует о его выдающемся таланте, дипломатической одаренности и художественной независимости. Когда в октябре 1822 года Канова умер, его смерть оплакивали не только на родине художника, в Италии, но и по всей Европе. Канова всего раз побывал в Великобритании, но этого оказалось достаточно, чтобы покорить Туманный Альбион. Не последнюю роль в этом сыграла его скульптура «Три грации», выполненная и доставленная в 1817 году в Вобурн, родовое имение герцога Бедфорда. Сейчас «Три грации» находятся в собрании лондонского Музея Виктории и Альберта.
Подпись А. Кановы.
Бюст Кановы «Мир» - олицетворение целой эпохи. Подаренный мастером другу и одному из первых британских покровителей через несколько месяцев после отречения Наполеона от престола, этот бюст, уже в силу выбранной Кановой тематики, стал воплощением мира, воцарившегося в Европе. В своей работе 1824 года, посвященной жизни Кановы, Мельхиоре Миссирини отнес бюст «Мир» к серии «Идеальные головы». А особенную значимость среди прочих работ серии ей придает то, что она стала первой «идеальной головой», подаренной британскому подданному после поражения Наполеона в войне. «Мир», ставший первой «идеальной головой», попавшей на территорию Великобритании, оказался для Кановы (как для полномочного министра Папы Пия VII) способом выразить признательность за роль, которую Британская империя, наравне с Россией и Пруссией, сыграла в победе над Наполеоном.
Антонио Канова (1757-1822). Мир. (1814, мрамор).
«Мир» был вдохновлен другой работой художника - статуей в полный рост с тем же названием, заказанной министром иностранных дел и канцлером Российской империи графом Николаем Петровичем Румянцевым в 1811 году. Эта статуя была призвана увековечить роль Румянцевых, которую они сыграли в истории Европы. Канова получил заказ, когда его слава в России достигла своего зенита. Но из-за войны между Французской и Российской империями статуя «Мир» была закончена только в 1815 году и доставлена в Санкт-Петербург в ноябре 1816-го. Сейчас она находится в коллекции Национального музея искусств имени Богдана и Варвары Ханенко в Киеве.
Бюст «Мир» (1814) предназначался для близкого друга и покровителя скульптора сэра Джона Кэмпбелла, барона Кодора, в благодарность за его многолетнюю преданность, а также за оказанную им помощь в вопросе репатриации предметов искусства из Италии, вывезенных французской армией во время Наполеоновских войн. По просьбе Кановы Кэпмбелл предоставил бюст для демонстрации на выставке Королевской академии в 1817 году, а двумя годами позже скульптуру перевезли из лондонского дома барона Кодора на Гросвенор-сквер в его резиденцию в графстве Пембрукшир. Там она и находилась вплоть до 1962 года. После смерти Джона Кэмпбелла в 1821 году, скульптура осталась в семье, где пять поколений передавалась по наследству, и со временем была забыта. В 1962 году, когда вещи из родового имения Кодоров в графстве Пембрукшир продавалось на трехдневном аукционе «Мебель и движимое имущество», бюст «Мир» был представлен в каталоге просто как «белый мраморный бюст, женская голова в диадеме».
Гипсовый слепок из городского музея Бассано-дель-Граппа (Италия).
«Это одно из самых увлекательных повторных открытий, которые мне когда-либо встречались, итог многих лет, проведенных в поисках фрагментов информации, и теперь, собранные воедино,» - в частности заметил директор отдела европейской скульптуры и произведений искусства Sotheby's Кристофер Мейсон. Небезынтересно, что в ходе исследований, проведенных, чтобы собрать воедино всю доступную информацию об истории этой выдающейся работы, в городском музее Бассано-дель-Граппа (Италия) был обнаружен оригинальный гипсовый слепок с разметкой и надрезами, который использовался для изготовления мраморной скульптуры.
М.Б. (текст).
Аукционный дом Sotheby's, архив Прииска (иллюстрации).
На иллюстрации: Антонио Канова (1757-1822). Мир. (1814, мрамор).