Если финны кого-то чтут, то делают это добротно. Если назвали (и справедливо!) Хелену Шьерфбек «одной из самых влиятельных художниц в нашей истории», то и уделяют её творческому наследию соразмерное внимание. Даже новую выставку-ретроспективу в художественном музее Ateneum открывают на неделю раньше анонсированной даты, то есть 15 ноября 2019 года!
Выставку Х. Шьерфбек (1862-1946) «Я нашла себя в своих путешествиях» дополнит экспозиция «Финские художники в Руовеси». Обе разместятся на третьем этаже музея Ateneum. Последняя, на которой будут представлены редко показываемые произведения Вернера Хольмберга (1830-1860), Аксели Галлен-Каллела (1865-1931), Эльги Сиземанн (1922-2007), Хуго Симберга (1873-1917) и Эллен Теслефф (1869-1954), акцентирует внимание зрителя на важности места и «его духа» в творчестве художника. Местечко Руовеси в Пирканмаа весьма живописно и привлекает художников с 1820-х гг. Проект «Финские художники в Руовеси», курируемый хранителем отдела рисунка и графики Ateneum Ану Утриайнен, представит 140 работ из собрания Ateneum. Люди и ландшафты региона отразятся в работах разных художников, сегодня признанных классиками национального искусства Финляндии, и, может быть, помогут понять, чем же Руовеси год за годом притягивает мастеров кисти...
Хелен Шьерфбек. Цыплята среди Корнстукса (ок. 1887). Финская Национальная Галерея / Ateneum Art Museum. Фото: Финская национальная галерея / Ханну Карьялайнен.
На выставке «Я нашла себя в своих путешествиях» первые будут представлены ранее не показываемые в Финляндии работы Шьерфбек. Это картины «Цыплята среди Корнстукса» (около 1887 г.), написанная в Сент-Айвсе и обнаруженная в Соединенном Королевстве, и «Девочка с Мадонной» (1881 г.) из музеев Хельсингборга. Вряд ли кто пройдёт мимо картины «Нарцисс» (1908–1909) из коллекции Ateneum, которая недавно (во время консервации) была обнаружена под красочным слоем холста «Изображение костюма» (1908–1909).
Хелен Шьерфбек. Девушка с Мадонной (1881). Хельсингборгский музей. Фото: музей Хельсингборга / Анна Банк.
До 27 октября 2019 года выставка Хелен Шьерфбек демонстрировалась в Королевской академии искусств в Лондоне, где получила восторженные отзывы (в частности, BBC, Harper's Bazaar, The Art Newspaper, The Economist, The Guardian, The Observer). Но экспозиция открывающаяся в ноябре в Хельсинки будет более чем в два раза шире лондонской. В финской столице зрителя ждёт рассказ о том, отмечают организаторы, как Хелена стала Хеленой, как талантливая студентка стала «одной из самых влиятельных художниц в нашей истории».
Экспозиция в Хельсинки отразит годы путешествий Шьерфбек, выпавшие на конец XIX столетия, когда художница подолгу оставалась в Париже, на севере Франции, в Италии и в Англии. Какова была значимость этих путешествий для её творчества? Как «перемена мест» и воздух «большой Европы» повлияли на ее искусство? Что новое она принесла с собой, вернувшись на родину? Наверное, ответы на эти вопросы помогут найти её пейзажи, автопортреты и портреты, жанровые сценки и натюрморты, представленные в хронологическом порядке.
Хелен Шьерфбек. Читающие девушки (1907). Финская Национальная Галерея / Ateneum Art Museum. Фото: Финская национальная галерея / Ханну Аалтонен.
Выставка «Я нашла себя в своих путешествиях» в музее Ateneum продлится до 26 января 2020 Куратором этого масштабного проекта (свыше 130 картин, рисунков, альбомов) выступила Анна-Мария фон Бонсдорф, главный куратор Ateneum.Выставка «Финские художники в Руовеси» также откроется 15 ноября 2019 года и также продлится до 26 января 2020 года.
Я.Т., Хельсинки (текст).
Художественный музей Ateneum, Хельсинки (иллюстрации).
На иллюстрации: Хелен Шьерфбек: Автопортрет. 1884-1885. Финская национальная галерея / Художественный музей Атенеум, Фото: Финская национальная галерея / Анри Туоми.