Всё тайное рано или поздно становится явным. Если в декабре прошлого года мы констатировали, что прибалтийские аукционисты в отличие от своих лондонских и нью-йоркских коллег держат глубоко при себе имеющиеся планы, то ныне ситуация прояснилась. Вечером 23 апреля 2015 года таллинская Haus Galerii проводит очередные весенние торги. Вниманию покупателей будут представлены 45 лотов. Акцент на национальный антиквариат – очевиден.
Только 16 из выставленных на торги работ моложе 1960-х гг. Причем, судя по эстимейтам, ни одна из них не относится к топ-лотам предстоящего аукциона. Каждое из представленных имен представляет значимую главу в национальном искусстве – никто не спорит. Так, холст «Тихое море» Яана Элькена (1954 г.) отправляет в сравнительно безмятежную эпоху советского гиперреализма: всего €1.5 тыс. (при условии, что оспаривать ваш выбор не будут) - и обрамленное дыхание поздних 80-х размером 33 на 55 см. на вашей стене. Обрамленный «Пейзаж с пристанью» (1979 г., х., м., 92х115) Тоомаса Винта (1944 г.) относится к тому же стилистическому направлению, но торги на него начнутся уже с €5.2 тыс.
Аукционист не станет тратить время своих покупателей на заведомо проигрышный вариант. Выбор работ, предлагаемых на торги, всегда определяется максимально полным учетом покупательского интереса и атмосферы актуального рынка. Апрельский аукцион Haus Galerii предлагает искусство «доброго старого времени». Акварель Иогана Кёлера (1826-1899 гг.) «Сидящая итальянка» (1861 г., 35.8х23.6) со стартовым эстимейтом €19.5 тыс. в качестве топ-лота откроет торги. С продажей этой работы Кёлера связаны конкретные надежды, ведь его «Портрет крестьянина с острова Даго с топором» (1863 г., х.м., 41х30,6) был продан на аукционе в Тарту в апреле 2014 за рекордные для арт-рынка страны €112 тыс.
Простое перечисление выставляемых на торги работ адекватно отражает историю эстонского искусства и выражается суммарным эстимейтом почти в €150 тыс. Насколько оправданы эти оценки покажет время (благо ждать менее недели). В принципе, галерея, возглавляемая Пийей Аусманн всегда отличалась адекватностью и трезвомыслием, привлекая к отбору и оценке работ ведущих специалистов Эстонии. Апрельский аукцион 2015 года, на котором представлены работы из местных частных собраний, консультировала искусствовед Эстонского художественного музея Май Левин, чье имя традиционно гарантирует доверие эстонского покупателя.
Среди портретов, пейзажей и натюрмортов предстоящего аукциона выделяется картина выпускника легендарной школы «Паллас» Виктора Турпа (1905-1989 гг.) «Прибытие Калева» (1946 г., м., фанера, 85.5х101, эстимейт €2 тыс.). На ней изображен мифологический (или, как принято говорить сегодня, фэнтезийный) сюжет национального эпоса, повествующий о прилете на орле богатыря Калева. Над сказочно ярким обрывистым берегом моря парит гигантский орёл, несущий богатыря, радостно приветствуемого местными жителями. (Отметим, что этот сюжет до сих пор будоражит эстонских художников).
Работы Турпа, преимущественно отображающие незатейливый деревенский быт, спорадически появляются на аукционах Эстонии с эстимейтами от €1.5 тыс. до €3 тыс., но не вызывают особого ажиотажа. Картина «Прибытие Калева», по словам П.Аусманн, ушла в частные руки фактически сразу после создания и теперь впервые предстает перед широкой зрительской аудиторией на пред аукционной выставке. «Мы стараемся быть объективными в своем выборе и предварительных оценках, - говорит Пийа Аусманн, - и продажу хотя бы половины выставленных работ будем оценивать, как позитивный результат».
На осеннем аукционе Haus Galerii 2014 года было реализовано немногим более четверти лотов.
О.С.
На иллюстрации: Виктор Турп (1905-1989 гг.) «Прибытие Калева» (1946 г., м., фанера, 85.5х101, эстимейт €2 тыс., Haus Galerii).