Это ж надо было такому случиться, но 1100 лет тому назад Волжская Булгария приняла ислам. Кто, скажите, сегодня пройдёт мимо столь знаменательной круглой даты? Государственный музей Востока разумеется не прошёл, отметил. 10 сентября 2021 года в его стенах открывается выставка «Образы святынь. Мекка и Медина в памятниках исламского изобразительного искусства». Экспозиция составлена почти из 40 артефактов, предоставленных Фондом Марджани, библиотеками и музеями Москвы, Казани и Ялты.
Перед зрителем предстанут не известные ранее миниатюры исламских рукописей XVIII-XIX вв., а также татарские, индийские и пакистанские шамаили с изображением Мекки и Медины (в том числе из коллекции Музея Востока). Выставка покажет своеобразие изобразительной традиции в мусульманском искусстве, истоки образов Мекки и Медины, священных городов ислама.
Изображения Каабы в Мекке появились, видимо, вскоре после возникновения ислама (самое раннее датированное изображение относится к XI веку). Чаще всего двухмерные изображения святыни встречаются в миниатюрах рукописей, повествующих о вознесении пророка Мухаммада (мирадж) или о скитаниях Меджнуна. Ключевым сочинением в развитии этой традиции стал текст XV века «Далаил аль-Хайрат» («Доказательства благости…»), в котором собраны молитвы записанные марокканским суфием Абу Абдаллахом Мухаммадом Сулайманом ал-Джазули.
В 30-40-х годах XVIII века под влиянием османской «архитектурной» миниатюры XVI-XVII веков и рукописей Мухъя ад-Дин Лари «Футух ал-харамейн» («Обретение двух святынь») появляется план-схема Медины, а уже к середине XVIII века к ней добавляется пара - изображение Мекки. Выставка также расскажет о нескольких традициях в показе исламских святынь в этом сочинении. Первая относится к изображениям Рауды (Райского сада) и минбара (кафедра в мечети, с которой читается пятничная проповедь). Этот канон позже найдет продолжение в шамаиле и лубке, а в настоящее время представлен сувенирной продукцией - плакатами, а также объемными изображениями святынь. Вторая традиция - картографическая: изображение планов-схем священных городов Мекки и Медины в плоскостной проекции или в перспективе. Этот канон имеет свои истоки в османской архитектурной миниатюре XVI в. Эта иконографическая схема повлияла на изображения Мекки на османских изразцовых панно и указателях киблы (точно установленного ориентира на Каабу), а также на османские и татарские шамаили и религиозные плакаты других уголков исламского мира.
В дополнение к этому будет отражено влияние европейского рисунка на миниатюры «Далаиль ал-хайрат» и шамаили конца XIX - начала XX веков. Погрузиться в тонкости визуальной традиции ислама прямо в центре Москвы можно будет до 17 октября 2021 года. Куратором выставки выступил Илья Зайцев.
Текст: Михаил Богуславский, Москва
Иллюстрации: Государственный музей Востока
На иллюстрации: Светозарная Медина. 1950-ые гг., печатный плакат (Пакистан, Лахор)