Говорят, что «Поп-механика» легендарного Сергея Курёхина (1954-1996) - совсем не группа, а способ мышления. Однако, сегодня куда уместнее отнести это определение к петербургскому Центру современного искусства им. С. Курёхина и формируемому при нём музею. На вопрос «почему?» дает ответ открывшаяся 15 ноября 2017 года в ЦСИ им. С. Курёхина выставка «Прототип #4», чья экспозиция отправляет зрителя одновременно назад в будущее и вперёд в прошлое.
Иван говорков. Формирование Эго (объект).
Концептуальная экспозиция из коллекции будущего Музея современного искусства показывает новые работы, подаренные музею Анной Франц, Егором Крафтом, Андреем Белле, Максимом Свищёвым, Владимиром Козиным, Андреем Крисановым, Андреем Рудьевым, Еленой Губановой и Иваном Говорковым, Семеном Мотолянцем, Федором-Хиросигэ, Вячеславом Капраловым, Тимуром Мусаевым-Каганом, Александром Морозовым, Игорем Паниным, Верой Светловой, Игорем Плотниковым и группой «Север-7».
Арт-группа Север-7. П.Е.Т.Я. (2017, см. техника).
На «Прототип #4» представлена часть коллекции будущего музея, которая возникла благодаря собирателям, художникам, музыкантами почитателям Сергея Курёхина, воплотившего в своем творчестве футуристические надежды поколения Перестройки. Выставка состоит из двух частей: объекты, связанные с личностью Курёхина, и произведения современного искусства, подаренные художниками, их наследниками и коллекционерами.
Вячеслов Капралов. Дон Кихот (2017, металл, проволока).
«Поп-механика» - одно из значимых явлений русской культуры второй половины ХХ века. Пронизанная энергией своего создателя и завораживающей силой популярных мелодий, маршей и ритмов, она мифологизировала время грядущих перемен, демонтажа идеологии, окончательно переформатируя культурную жизнь Ленинграда (Санкт-Петербурга) и России в целом.
Александр Морозов. Знак рубля (2014)
Работы новых художников (Тимура Новикова, Инала Савченкова, Сергея Бугаева Африки, Олега Котельникова, Ивана Сотникова, Андрея Крисанова), сценические костюмы Сергея Чернова и реконструкция «Утюгона» представляют исторический раздел на выставке. Историю «Поп-механики» и атмосферы бурного времени Перестройки воссоздают коллекции видеозаписей Джоанны Стингрей и основателя группы «Звуки Му» Александра Липницкого.
Вера Светлова. Слава Труду (2017, шамот, глазурь, гипс).
На выставке также показаны редкие документальные фотографий 1970-90-х годов, на которых представлена ленинградская и московская рок-сцена, выступления Сергея Курёхина и его оркестра «Популярная механика», редкие архивные материалы, афиши и пластинки, которые передали в музей жена и сын композитора, Анастасия и Федор Курёхины.
Игорь Плотников. Пинокио (2016, гипс, масло).
Начиная с 2014 года в Центре современного искусства имени Сергея Курёхина прошло пять концептуальных экспозиций из коллекции будущего музея. Они показали картины, объекты, инсталляции, фотографии, медиа- и видео художников Петербурга, Москвы, Киева, Лондона, Нью-Йорка (Ольги Тобрелутс, Людмилы Беловой, Геннадия Зубкова, Инала Савченкова, Ивана Сотникова, Олега Котельникова, Дмитрия Шорина, Павла Отдельнова, Виталия Пушницкого, Виктора Тихомирова, Владимира Овчинникова, Юрия Петроченкова, Сергея Катрана, Дарьи Правды, Серея Филатова, группы «Инженеры искусств»).
Семён Мотолянец. Никогда невозможно ограничить количество книг (2012).
Музей современного искусства имени Сергея Курёхина стремится воссоздать дух «Поп-механики» с её спонтанной непредсказуемостью и синтетическим характером. Курëхин говорил, что «Поп-механика» - это не группа, а способ мышления. И Музей современного искусства имени Курёхина, отмечает куратор выставки «Прототип #4» Олеся Туркина, это не только коллекция, а способ мышления, направленный назад в будущее и вперед в прошлое.
Владимир Овчинников. Композиция с пеплохранилищем (2006, х., м.)
Выставка продлится до марта 2018 года.
Т.О. (текст).
Василий Бертельс (фото).
На иллюстрации: Олег Маслов. Из серии «Беседы с Сократом» (1993, фотопечать, роспись акрилом).