Многие современные нам, читатель, художники как бы стесняются ремесла копииста. Не кричат на каждом углу про свои бесспорные на сей ниве достижения, которые, как поговаривают, кормят иных не слабо. И совсем уж редко кто из этой тихой когорты умельцев берётся за копирование успешных работ наших именитых современников. Наверное, не столько по скромности, сколько по причине отсутствия спроса. А вот их безымянные коллеги каких-то пятьсот лет тому назад подобной стеснительностью не отличались: вовсю копировали своих гениальных предшественников и современников! И как показывают будни большого художественного рынка – не зря.
Копия «Джоконды» некоего анонима XVII века на онлайн-торгах 11-18 июня 2021 года парижского отделения Christie’s была продана «неизвестному европейцу» за €2,9 млн при эстимейте €200–300 тыс. В битве за картину участвовало 14 покупателей, за последний час поединка ставки поднялись с €500 тыс. до €2,4 млн, прежде чем было сделано окончательное предложение, решившее судьбу (как же при таких цифрах без пафоса?!) «Моны Лизы Хеккинга».
The Hekking Mona Lisa - названа по имени одного из ее прежних владельцев, антиквара Реймонда Хеккинга (1886–1977). Свою «Джоконду» он приобрел в 1950-х годах в Ницце всего за £3. И стал всемирно известен, доказывая, что именно эта картина является подлинником кисти Леонардо да Винчи. Хеккинга поддержал специалист по немецкому и нидерландскому искусству XV-XVI вв. искусствовед Макс Якоб Фридлендер (1867-1958).
По не чуждой детективному жанру версии Хеккинга, подлинник «Моны Лизы» до легендарной кражи 1911 года, осуществлённой Винченцо Перуджи (1881-1925), действительно находился в Лувре. И якобы в 1913 году в Лувр вернули подделку, а подлинник Леонардо пропал.
Антиквар до конца жизни с завидным упорством отстаивал свою версию. В шестидесятые годы минувшего века на его виллу под Ниццей было организовано шумное паломничество журналистов. В январе 1963 его «Джоконда» при поддержке первой леди Джеки Кеннеди экспонировалась в США, в Вашингтоне и в нью-йоркском Музее современного искусства (MoMA), о чем в том же году был снят документальный фильм. Однако тщетно: все попытки атрибуции в пользу Леонардо не удались, а картину впоследствии определили, как итальянскую школу XVII столетия. И она после кончины Хеккинга передавалась в его семье по наследству несколько десятилетий.
До сенсационной продажи нынешнего июня реплики «Моны Лизы» продавались за куда меньшие деньги. 31 января 2019 года копия XVII века была продана на торгах Sotheby’s в Нью-Йорке за $1,7 млн. Несколькими месяцами позже этот же аукционный дом продал на парижских торгах еще одну версию XVII века за €552,5 тыс. (в ней, как и в реплике «Джоконды» из Художественного музея Уолтерса в Балтиморе, сохранились по бокам две небольшие колонны, утраченные в луврской картине).
Это безумие, цитирует пресса комментарий к сенсационной продаже представителя Christie’s, и абсолютный рекорд для копийного воспроизведения «Джоконды». И, добавим, хороший повод задуматься художникам дня сегодняшнего.
Текст: Мих. Богуславский, Москва
Иллюстрации: Аукционный дом Christie’s, Архив Прииска
На иллюстрации: The Hekking Mona Lisa («Мона Лиза Хеккинга»), проданная на онлайн-торгах 11-18 июня 2021 года парижского отделения Christie’s «неизвестному европейцу» за €2,9 млн
P.S. БОЛЬШЕ, ЧЕМ УВИДЕТЬ! Предложение прямо из мастерской художника!