Групповая графическая выставка «Вибрации» квартета художниц-ветеранов графической сцены Эстонии Мари Роосвальт (1945 г.), Моль Парис (1954 г.), Марью Юксине (1945 г.) и Тийу Палло-Валк (1941 г.) с 16 октября по 9 ноября 2014 года ведёт своеобразные беседы с посетителями таллинской Linnagalerii. Можно сказать, продолжая тематику другой женской выставки, завершающейся 22 октября экспозиции «Малые и большие поездки» Тийу Кюльв (1950 г.) в Галерее фойе Национальной библиотеки.
Как и должно при таком имени («Малые и большие поездки») выставка живописи художницы и дипломированного теолога-евангелиста Тийу Кюльв стала творческим отчётом о совершенных с 2008 года поездках. Передавая через плоскости объемы впечатлений от Ирландии и Израиля, Японии и Португалии художница упоенно не скупится на цвет. Но все-таки главным в череде вольных или невольных цитат остается попытка осмыслить именно своё место за чередой внешних проявлений.
Иначе уровень прозрачности границ Эго женщины-художника выражают доминирующие на «Вибрациях» акварели Мари Роосвальт. В ее динамичных работах атмосфера складывается из неожиданных встреч разноплановых маркеров культурного пространства Средиземноморья. Однако опять же в центре оказывается самоидентификация художницы, выражаемая через образы иных краев, но не культур. «Вибрации» необычайно цельны именно как пример понимания ветеранами национальной графики европейского художественного мэйнстрима, стремление напомнить о роли акварели в эстонском искусстве.
Роосвальт, Парис, Юксине и Палло-Валк опытные выставочные игроки. Но и они вряд ли ожидали, представляя «четыре совершенно разные системы самовыражения четырех художниц», что выставочный контекст октябрьского Таллина превратит квартет в квинтет женских путевых отчётов. По жизни и странам. И проявится такая, в общем-то, неожиданная волна.
Кот Баюнъ
На илююстрации: Акварель Роосвальт и живопись Кюльв: такая, в общем-то, неожиданная волна.