Пространство-время культуры – удивительно. Оно и не думает совпадать с привычными календарями и географией. В нём нет деления на прошлое и будущее, в нём есть только ныне. Здесь несчетными яркими спиралями разворачиваются, переплетаются, складываясь в искрящиеся смыслами узоры торги (да-да, торги) и показы… Две музейные выставки этого года, вроде бы разделенные тысячами километров, таможнями, границами, вдруг и без малейшего преувеличения предстали как альбомный разворот с двумя частями единой живой истории. 23 марта в Музее Миккеля Эстонского художественного музея КУМУ открылась выставка «Пиросмани. Мир одинокого гения». А 21 июня в московском Музее Востока для зрителя начнет работу экспозиция «Кирилл Зданевич. Тифлис-Москва».
Н. Пиросмани. Кутеж молокан. 1905, м., клеенка. Государственный музей Нико Пиросманашвили – Национальное агентство по охране культурного наследия Грузии.
Н. Пиросмани. Белая медведица с медвежатами. 1910-1912, м., картон. Государственный музей Нико Пиросманашвили – Национальное агентство по охране культурного наследия Грузии.
Выставка в Музее Миккеля впервые в Эстонии представила произведения легендарного Нико Пиросманашвили (1862-1918), что стало крупнейшим событием арт-жизни страны. В последнем не надо искать преувеличения: Пиросмани – одна из ключевых фигур художественного авангарда ХХ века. Большинство показываемых в Таллине картин являются частью постоянной экспозиции музея Пиросмани в Мирзаани, в таком объеме никогда прежде не покидавшей Грузию. Экспозиция, куратором которой выступила директор Кадриоргского художественного музея и Музея Миккеля Александра Мурре, охватывает важнейшие темы творчества «кинто Николая». С душой исполненные на картоне и клеенке сценки городского и деревенского быта, натюрморты, портреты переносят зрителя в добрый старый Тифлис, где пируют молокане, лавочник предлагает отборные фрукты почтенной мамаше, радуют глаз и дразнят гурмана колбасы, молочные поросята и прочие персонажи грузинской национальной кухни.
Н. Пиросмани. Натюрморт. М., клеенка. Грузинский национальный музей.
Отдельное пространство, в котором любой желающий посредством цветных мелков может попытаться либо повторить нечто из увиденного, либо… Музей Миккеля ЭХМ КУМУ.
Как отмечают организаторы таллинского показа, картины Пиросмани пленяют зрителя своей искренностью, многозначительностью и глубиной, кроющимися за внешней простотой, они понятны и заказчику из среды торговцев и ремесленников Тифлиса, и художнику-новатору начала ХХ века. Не зря экспозиция в Музее Миккеля дополнена портретом Пиросмани работы Пабло Пикассо (офорт1972 года). Занятен и ход эстонских музейщиков, помимо лаконичного места для просмотра видео о грузинском художнике выделивших в экспозиции отдельное пространство, в котором любой желающий посредством цветных мелков может попытаться либо повторить нечто из увиденного, либо поделиться собственными впечатлениями от встречи с «родоначальником нового национального грузинского искусства и символом грузинской культуры».
Пабло Пикассо. Портрет Нико Пиросмани. 1972, офорт. Государственный музей Нико Пиросманашвили – Национальное агентство по охране культурного наследия Грузии.
Грации: эпизод на выставке «Пиросмани. Мир одинокого гения»
Всего за €8! Каталог таллинской выставки «Пиросмани. Мир одинокого гения».
Выставка в Таллине приурочена к 100-летию Эстонского художественного музея и состоялась в кооперации с Национальным агентством по охране культурного наследия Грузии, Национальным музеем Грузии и Посольством Грузии в Эстонии. «Пиросмани. Мир одинокого гения», этот сочный плод международного культурного сотрудничества по достоинству оценили президенты Эстонии и Грузии, сумев найти в своём напряженном графике 16 мая целых полчаса. И разве кому-то, кто куда как попроще, возбраняется последовать примеру госпожи Керсти Кальюлайд и калбатоно Саломе Зурабишвили? ведь выставка продлится до 11 августа 2019 года. К тому же в первых числах июня в продажу поступил каталог выставки на эстонском, английском и русском языках (всего за €8). Что, согласитесь, тоже стимул.
К. Зданевич. Кубистический натюрморт. Конец 1910-х, бумага, тушь, перо, 20.5х18.
Говоря о Пиросмани нельзя не вспомнить художника, кто в 1912 году вместе с братом Ильей и футуристом Михаилом Ле-Дантю заявил urbi et orbi о гении из Тифлиса. Кирилл Михайлович Зданевич (1892–1969), участник московских выставок начала прошлого века «Ослиный хвост» и «Мишень», художник, чьи работы Пикассо в 1914 году оценил на «5+», конечно, больше известен как первооткрыватель творчества Пиросмани, а также собиратель его работ и биограф. Однако, Зданевич один из ярчайших представителей русско-грузинского арт-авангарда. И наверное, ему пришла пора выйти из тени своего грандиозного "открытия". С 21 июня в Государственном музее Востока распахнет свои просторы выставка «Кирилл Зданевич. Тифлис – Москва». Это первая персональная выставка художника в Москве (ранее они проходили в его родной Грузии, во Франции и в Америке). Выставка представит более 80 работ художника из частных собраний (живопись, графика, а также архивные документы и фотографии).
К.Зданевич. Натюрморт с грушей. Конец 1910-х., бумага, акварель, 21х15,5.
Музей Востока, показывая в монографической экспозиции произведения Кирилла Зданевича и документы из частных московских собраний, вводит в научный оборот новые материалы о его деятельности, в определенной мере восстанавливая историческую справедливость. Будет показана редко экспонировавшаяся графика 1910–1920-х годов, когда Зданевич, успев «глотнуть парижского воздуха», находился в эпицентре художественной жизни Тифлиса. Чуткий к новым художественным веяниям, он с легкостью экспериментировал в разных манерах, расписывал стены артистических кабаре, попутно делая ироничные зарисовки посетителей, рисовал афиши к поэтическим вечерам своего брата Ильи Зданевича и других ниспровергателей художественных авторитетов, иллюстрировал их книги, оформлял театральные постановки.
К.Зданевич. Натюрморт с виноградом на черном. 1964 ( Ксении Геннадиевне Глонти на добрую память. 21 мая 1964 г.). Картон, гуашь, 47х65.
Не избежав, увы, ареста и лагеря, Кирилл Зданевич после реабилитации вернулся к творчеству, находя новые интонации в отображении действительности. На выставке впервые будут показаны выполненные им в 1960-е годы натюрморты и грузинские пейзажи, дарящие ощущение праздничной приподнятости, лиричные (как классический шансон) акварели Парижа. В эти же годы наиболее полно реализовался литературный дар Зданевича – он пишет и издает книги о Нико Пиросмани, где собраны не только факты и теперь уже неотделимые от них легенды, но и запечатлена кажущаяся сегодня фэнтезийной атмосфера Тифлиса. В рамках выставки (продлится до 31 июля 2019 года) пройдут встречи с её куратором Светланой Хромченко на темы: «Открытие Пиросмани: счастливая неизбежность», «Грузинский авангард. Между Тифлисом и Парижем».
К. Зданевич. Портрет жены Валерии. Начало1920-х., бумага, акварель,34х30.
Нет, что ни говорите, удивительнейшая это штука – пространство-время культуры, в центре которого всегда оказывается художник, творец!
О.С. и Х.Б., Таллин, Москва (текст)
Архив Прииска, Государственный музей Востока (иллюстрации).
На иллюстрации: Подпись Нико Пиросмани.