Заграница нам поможет! Не успел отшуметь эстонский этап XIII-ой Прибалтийской триеннале под кураторством лондонского француза Оноре, где едва ли не треть экспонируемых работ была из «большой и старой» Европы, как и Галерея Таллиннского дома искусства и Таллиннская городская галерея представили забавные творения квартета молодых финских художников, выставку Hive mind («Сотовый разум» или «Улей сознания», если по-русски).
Пара реалистичных объектов Рийкки Хювонен на стене Галереи ТДИ.
Проект Hive mind, часть работ из которого тепло и не так давно, кстати, были встречены в «большой и старой», объединил произведения живущей и работающей в Хельсинки каталонки Анны Эстарриолы (р.1980), мастера временных инсталляций Пии Сирен (р.1982), трудящегося в Финляндии марокканца Ясина Халеда (р.1988) и лондонки финского происхождения Рийкки Хювонен (р.1982). Как говорят в Эстонии, оценивая Hive mind, «произведения этих художников дают пищу для размышления, чтобы поднять вопросы о сознании, общении, восприятии, суждении, эмоциях и об их переживании».
Ну, а в жизни всё куда прозаичней. Рийкки Хювонен (1982). It Made My Leg Numb in the Spot for Almost a Year, and the Skin is Permanently Discolored in the Spot Now lol (2018, смеш. техника).
Гипертрофированная макушка блондинки под внушительной вязаной шапочкой с дырой, сквозь которую в обрамлении гула невнятных голосов видны десятки дамских затылков (объект 2015 года Emerging Thoughts Анны Эстарриолы), без сомнения играет роль стержня всей этой доброй затеи. И инсталляция 2018 года Пии Сирен Evergreen forest с её узким проходом между строительных лесов с мертвой зеленью строительного целлулоида, и видео сего же года от Ясина Халеда Monitor Man, огороженное черными занавесями, и квадрига реалистичных дамских филейных частей с гематомами, старательно выполненная Рийкки Хювонен посредством акрила, фанеры и лобзика (объекты 2016, 2017 и 2018 годов в смешанной технике под долгими названиями типа It Made My Leg Numb in the Spot for Almost a Year, and the Skin is Permanently Discolored in the Spot Now lol). Ведь первопричина каждой из этих игр, каждого синяка (гематомы) какая-то из мыслей, роящихся под вязаной шапочкой почти ушедшей под землю великанши.
Зритель в защитном шлеме у экрана с кадром из видео Monitor Man Ясина Халеда (1988).
Ну, а в жизни всё куда прозаичней. Весной 2016 года куратор Стейси Коозел в исследовательских целях предприняла поездку в Университет искусств Хельсинки и Музей современного искусства Киасма. Знакомство с бытующими в Финляндии концептуальными тенденциями современного искусства привело госпожу Коозел к идее «коллективного разума»: "когда пчелы роятся, а птицы собираются в стаи, они движутся вместе, как масса, и каждая особь инстинктивно, как общий разум, знает, куда направляется группа … в основе этого находится общее мнение, как вы должны видеть мир".
В обрамлении гула невнятных голосов видны десятки дамских затылков. Фрагмент объекта Анны Эстарриолы Emerging Thoughts.
Нет, похоже, максима булгаковского (!) Остапа Ибрагимовича про помогающую заграницу в Эстонии всесильна и потому верна, и верна, потому как всесильна!
Выставка в Галерее ТДИ и Городской галерее эстонской столицы с 1 сентября до 14 октября продлится. Вход – бесплатный!
Пауль Эритарк (текст).
Архив Прииска (иллюстрации).
На иллюстрации: Анна Эстарриола (1980). Emerging Thoughts (2015, смеш. техника, Музей Киасма, Финляндия).