Весенний проект Euroland таллинской Temnikova&Kasela Galerii заставил вспомнить легендарную «Утопию» Томаса Мора. Конечно, каннотация сугубо умозрительна, с изрядной скидкой на иные времена. Но 7 художников из Таллина, Москвы, Берлина и Вены предложили именно такую игру. По правилам и на условиях куратора москвича Олега Фролова (1983).
...глубинный интерес к амбивалентным связям
В экспонируемых работах, по формулировке организаторов, проявляется глубинный интерес к амбивалентным связям физической реальности с институциональными структурами социума, сложившимися во второй половине минувшего столетия. Выставка, как резюмирует скромный буклет-каталог, способствует пониманию демократии как хрупкой конфигурации учреждений, требующих постоянного творческого процесса создания благоприятной жизненной среды. Слова, которым позавидовал бы сам Мор, здравствуй он по сей день!..
Т.Винт. "Белые облака II". (1971. Линогравюра. 43х41)
Пространство Euroland’а вместило и давно ставшую классикой искусства Эстонии графику Тыниса Винта (1942), и неожиданно (местами даже забавно) обрамляющие её объекты, аудио-инсталляцию, рисунки да видео. Практически бесконфликтное соседство, где произведения разноплеменной молодежи (художников 1975-87 гг. рождения), дополняя и порой обогащая друг друга, пытаются сложиться в новое прочтение смыслов территории за рамками квинтета листов Винта, выполненных (за единственным исключением) на заре 70-х.
Полоски фольги и позолоченная латунь.
Зрителю достаточно прикоснуться к текущим по стенам галереи полоскам фольги, чтобы из дюже щедрых на децибелы динамиков над провидческой Винтовской пятёркой в зал буквально обрушилась смесь техногенных звуков (прошлогодний объект «Комната художника» эстонца Юхана Соометса). Груда пустых скворечников с голубыми слезинками («Антивоенный монумент» 2017 года Олега Фролова), позолоченная латунь иконного оклада на пустой стене («Оклад. Голова Св.Иоанна» 2013 года москвича Дениса Строева), инфернальная, тяжелая плоскость серии рисунков («Цистерна», «Крыша», «Столбы» и др. 2016 года москвички Екатерины Борсук), видео с бесплатно угощающимися на городской площади собачками («Первый таллинский собачий пикник» 2017 венца Леопольда Кесслера) – кажутся исполненными одним - многоруким как индуский бог - автором.
Т.Винт. "В 2000 году". (1973. Книжная иллюстрация)
Идеальный град нового тысячелетия, что некогда узрел Тынис Винт, пополнился образами художников четырех европейских столиц, весьма демократично (и чуть провинциально) приглашая зрителя к соучастию в этой игре не для всех. И как тут не вспомнить-обыграть полное название легендарного труда Томаса Мора: Euroland – это выставка, столь же полезная, сколь и забавная о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия (чьи обитатели «сильно гнушаются войною, как деянием поистине зверским»).
Проект Euroland экспонируется в Temnikova&Kasela Galerii до 6 мая 2017 г. Вход – свободный. Выставка проводится при поддержке Эстонского культурного фонда.
Олег Серебряков (текст и фото).
На иллюстрации: Олег Фролов (1983). «Антивоенный монумент» (2017, UV-принт, фанера, дерево. Размеры переменные).