Давным давно, в апреле 1918 года художников, архитекторов и скульпторов пригласили в Кремль. И по примеру Петрограда слепили Московскую коллегию по делам изобразительных искусств, куда избрали В. А. Веснина, И. В. Жолтовского, А. В. Щусева, К. А. Коровина, П. В. Кузнецова, А. Н. Златовратского и С.Т. Коненкова. Первым делом новорожденная коллегия наметила практические меры по осуществлению принятого накануне декрета «О снятии памятников, воздвигнутых в честь царей и их слуг, и выработке проектов памятников Российской социалистической революции», говоря проще, по воплощению в жизнь ленинского плана монументальной пропаганды.
«В разных видных местах, на подходящих стенах или на каких-нибудь специальных сооружениях для этого можно было бы разбросать краткие, но выразительные надписи, содержащие наиболее длительные коренные принципы и лозунги марксизма, - разъяснял Ленин, - важнее надписей я считаю памятники: бюсты или целые фигуры, может быть барельефы, группы. Надо составить список тех предшественников социализма или его теоретиков и борцов, а также тех светочей философской мысли, науки, искусства…» Вне зависимости от имени каждому скульптору в трёхдневный срок были выделены деньги (7 тыс. 910 рублей 1918 года). И как грибы после дождя коллегиально утверждённые памятники принялись возникать у кремлевской стены, на московских площадях и бульварах. Из бетона или из подручного материала, но с высеченными выписками или изречениями на постаментах, становясь как бы уличными кафедрами, будируя, по определению легендарного Коненкова, умы. То есть скульпторы, подключившиеся к плану монументальной пропаганды, на долгие-долгие годы оказались, фигурально выражаясь, в шоколаде. Правда за «шоколад» пришлось заплатить, но это другая история (без намёка на которую, увы, и нам не обойтись).
Дочь коммерции советника Дармолатова, ученица петербургской Школы рисования, живописи и скульптуры Бернштейна и Шервуда, работница мастерской Василия Кузнецова скульптор-портретист Сарра Дмитриевна Лебедева (1892–1967), Заслуженный деятель искусств РСФСР (1945), член-корреспондент Академии художеств (1958) – одна из участниц реализации плана монументальной пропаганды, в котором места любимым ей импрессионизму и кубизму почти не осталось. Гипсовый Феликс Дзержинский (1925), Александр Цюрупа (1927), Валерий Чкалов (1937) – имена и годы создания этих портретов говорят сами за себя. Однако и за «почти», за формализм, за этюдность и свободную живописную лепку в послевоенные годы Лебедевой досталось… В этот период, не получая портретных заказов, Лебедева обратилась к новому для себя жанру мемориальной пластики (надгробия), в котором она работала до 1960-х годов, когда вынуждена была оставить скульптуру из-за наступающей слепоты. Надгробие на могиле поэта Бориса Пастернака (1890-1960) на Переделкинском кладбище (песчаник, 1965) -строгая стела с романтичным профилем поэта в технике углублённого рельефа - можно без намёка на иронию назвать лебединой песней скульптора.
Сарра Дмитриевна принадлежала к тому же поколению, что и «амазонки авангарда» - Ольга Розанова, Любовь Попова, Варвара Степанова, но ее талант, со свойственным ей реалистическим видением мира, особенно ярко раскрылся на закате авангарда. С конца 1920-х Лебедева показывала на выставках не только портреты, но и натурные этюды обнаженных фигур (их она лепила на протяжении всей творческой жизни). Ее этюды стали своего рода подготовкой для обращения к монументально-декоративным работам 1930-х: статуе «Шахтер», созданной специально для «Индустрии социализма», самой значительной из выставок того десятилетия, портретной статуе А.Г. Стаханова. Произведения Лебедевой выгодно выделялись предельной правдивостью изображений людей разных социальных слоев и профессий. В своих скульптурных портретах она, сегодня признанный классик советского искусства, запечатлевала нечто большее, чем внешний облик героев.
От слова «почти» никак не уйти в разговоре о Лебедевой… Почти полвека назад, в 1969 году в Третьяковской галерее прошла её последняя персональная выставка. Но творческий мир Лебедевой настолько многоплановый, что Третьяковка сочла уместным показать новые грани творчества художницы, не только портретиста, но и создателя монументально-декоративных произведений, проектов памятников А.С. Пушкину, А.П. Чехову. Наряду с 70 скульптурными произведениями и 36 графическими работами Сарры Дмитриевны Галерея представила архивные материалы, рисунки и эскизы, фотографии несохранившихся произведений.
С 4 сентября по 22 ноября 2020 в Инженерном корпусе, что Лаврушинском переулке, 12, открыта выставка «Скульптор Сарра Лебедева. Избранное». К выставке подготовлен каталог скульптур Лебедевой, представленных в собрании Третьяковки. Куратором проекта выступила Лариса Бедретдинова.
Текст: А.Р. Тель, Москва
Иллюстрации: Государственная Третьяковская галерея, Архив Прииска
На иллюстрации: Лебедева С.Д. (1892-1967). А.С. Пушкин. Эскиз к проекту памятника для усадьбы «Михайловское». 1937-1938. Бронза (ГТГ)