15 ноября 2017 года на глазах порядка одной тысячи человек в зале Christie’s в здании Рокфеллеровского центра в славном городе Нью-Йорке в ходе вечерних торгов «Послевоенное и современное искусство» родился новый рекорд аукционных продаж. Картина Леонардо да Винчи «Спаситель мира» была продана за $450 312 500 (то есть за £342 182 751, или €380 849 402).
Написанный свыше 500 лет назад шедевр стал самым дорогим произведением искусства в аукционной истории, превзойдя предыдущий рекорд практически вдвое. «Война ставок» за право обладания шедевром длилась 19 минут. Решающая ставка была сделана сопредседателем департамента послевоенного и современного искусства Christie’s Алексом Роттером от лица клиента, который принимал участие в аукционе по телефону и пожелал остаться неназванным.
Очередь в Нью-Йорке. Накануне вечерних торгов Christie’s 15 ноября.
Это зенит моей карьеры как аукциониста, сказал проводивший торги Юсси Пилкканен, не будет другой картины, которую я продам дороже, чем эту картину сегодня. Начальная цена лота составляла $75 млн. Некоторые источники сообщают, что что у Christie’s была гарантированная ставка от заочного покупателя, который предложил чуть менее $100 млн. В общей сложности Пилкканен, оценивший эту продажу как свою «предельную привилегию», принял на «Спасителя мира» 45 ставок из зала и от коллег, разговаривавших с клиентами по телефону. Спасибо всем за ваши предложения, завершил торг Пилкканен, четыреста миллионов продаются здесь, в Christie's (с учетом комиссии аукционного дома цена достигла $450,3 млн). Лот продан.
Из менее чем 20 произведений выдающегося мастера итальянского Возрождения, дошедших до наших дней, «Спаситель мира» был на момент продажи последней работой, остававшейся в частных руках. Её решил продать российский миллиардер Дмитрий Рыболовлев, чья битва с арт-дилером Ивом Бувье стала воистину притчей во языцех. На аукционах и частным образом миллиардер постепенно распродает коллекцию, созданную при посредничестве Бувье, выручая от продаж куда меньше уплаченного. Однако, «Спаситель мира» принес сумму почти втрое превысившую затраты Рыболовлева ($127,5 млн)…
Перед «Спасителем мира»
Суммарная выручка по итогам всего вечернего аукциона Christie’s «Послевоенное и современное искусство» составила $785 942 250. Это второй по успешности результат в истории торгов Christie’s, посвященных послевоенному и современному искусству. В ходе торгов было установлено 14 рекордов, в том числе на произведения Ли Краснер, Ханса Хофмана, Уильяма Базиотиса, Исаму Ногучи. «Тайная вечеря» Энди Уорхола ушла с молотка за $60,875 млн.
В.К. и М.Б. (текст) (Иллюстрации Christie’s)
На иллюстрации: Торги, которые стали легендой. Молоток в руках Юсси Пилкканена.
P.S. Предаукционное международное выставочное турне Christie’s с участием «Спасителя мира» посетило порядка 30 тыс. зрителей .
Леонардо да Винчи (1452-1519). Спаситель мира (около 1500 г., дерево, масло, 65.7х45.7. Иллюстрация Christie’s )
На картине «Спаситель мира» изображен поясной портрет Христа, держащего в левой руке хрустальный шар, в то время как его правая рука поднята в жесте благословения. На протяжении многих лет, вплоть до 2005 года картина считалась утраченной. Первое документальное упоминание о ней встречается в описи собрания короля Карла I (1600-1649). Считается, что оно украшало собой покои супруги короля, Генриетты Марии Французской в королевском дворце в Гринвиче, а затем было унаследовано Карлом II. Следующее упоминание картины относится к 1763 году, когда она была выставлена на торги Гербертом Шеффилдом, незаконнорожденным сыном герцога Букингемского.
Затем след картины теряется вплоть до 1900 года, когда ее приобретает сэр Чарльз Робинсон, но уже в качестве произведения Бернардино Луини, одного из последователей Леонардо да Винчи. В результате этого «Спаситель мира» пополняет собой собрание семьи Куков, расположенное в ричмондском Доути-хаусе. В 1958 году, когда информация о королевском провенансе и авторстве Леонардо была утеряна, картина ушла с молотка в ходе торгов Sotheby’s всего за £45, после чего о ней снова забывают почти на полвека. В 2005 году картина была куплена новым владельцем на торгах, за которыми последовала кропотливая исследовательская работа, длившаяся шесть лет. В результате авторство Леонардо было подтверждено ведущими специалистами по творчеству художника.
В.К. (текст)