Настоящий художник всегда и лабиринт и Минотавр. А зритель (он же читатель, слушатель и даже игрок!) при таком раскладе оказывается Тесеем, дальней родней самого Геракла. Критику в этом раскладе выпадает роль Ариадны, будущей супруги Диониса (считать ли завидной такую судьбу — ещё тот вопрос...). Выставка Алексея Рюмина «Постоянная экспозиция» на Гоголевском бульваре, 10 (то есть в Московском музее современного искусства) всему вышеприведённому соответсвует как нельзя лучше.
Выпускник Московского архитектурного института Алексей Рюмин (1983) - современный московский художник, реализующий свой творческий потенциал в тематике “институционального насилия и цензуры”. Что на практике проявляется в сочетании скульптуры, видео и инсталляции через 3D-печать, анимацию и графику. Выставлялся в HSE Art Gallery, Фонде Владимира Смирнова и Константина Сорокина, MMOMA, галерее Ираги и на других площадках. Свою нить для безопасного погружения в лабиринты Рюмина некогда предложил коллега Алексея Олег Фролов: «выставка Алексея Рюмина впечатляет художественной самостоятельностью, уважительным и внимательным отношением к собственным жизненным интересам, демократизмом подачи, архитектурной и дизайнерской эрудицией», - но она вполне применима и к «Постоянной экспозиции».
В основе «Постоянной экспозиции», согласно пресс-релизу выставки, “реди-мейд инсталляция из встроенного технического оборудования выставочных залов, доступного взгляду посетителя”. Рюмин предлагает зрителю исследовать закрытые служебные двери, вентиляционные решетки и шахты, батареи или их защитные экраны, камеры наблюдения, пожарные и обычные сигнализации, установки климат-контроля, рейлы под развеску на стенах, потолочные крючки, короба для проводки, электрические розетки и выключатели света...
Новый лабиринт Рюмина выстроен на основе элементов, с которыми не взаимодействуешь напрямую, с обладателями менее осязаемых и более декларативных функций. Часто фрагментам экспозиции сопутствует текст, прямые предупреждения или указания. Ряд можно продолжить менее постоянными, но такими привычными явлениями, как электрический свет или смотритель залов, чью роль посетителю предлагается примерить на себя в текстовом квесте, заменяющем текст о выставке. Но на всех этих элементах фокусируется особый сорт тревоги художника, чувства, что он называет “институциональным ресентиментом”. Тревога эта как Минотавр античного мифа готова пожрать нашего современника.
«Постоянная экспозиция» Алексея Рюмина пройдет в пространстве залов ШСИ MMOMA с 31 марта по 15 МАЯ 2022 года.
Текст: М.Богуславский, Москва
Иллюстрации: архив Прииска,MMOMA
На иллюстрации: А. Рюмин. Кафе Наташа. 2020. Фрагмент выставки «Постоянная экспозиция»
P.S. БОЛЬШЕ, ЧЕМ УВИДЕТЬ! Выбрать картину из мастерской легендарного Дмитрия Шагина и рекомендуемых Прииском художников – легко и просто! Если, конечно, у Вас есть желание, умение общаться и торговаться с настоящими мастерами! Предложение прямо из мастерской художника. Прииск плохого не советует – добро пожаловать!