Тугра это каллиграфически выполненная подпись-монограмма османского султана или крымского хана. Происхождение сего знака до сих пор до конца не выяснено: он представлял собой стилизованное изображение лука и стрелы (или лука и булавы). В основе тугры, вероятно, лежал знак собственности – тамга рода сельджук.
Тугра крымского хана Адиль-Гирея (1666)..
Возникнув во сельджукские годы (X-XI вв.) и достигнув пика развития в османский период, тугра в XVI в. появилась на периферии османского мира - в Крымском ханстве. Первая общеизвестная крымская тугра, принадлежит хану Сахиб-Гирею (1532-1551), который, по всей вероятности, заимствовал ее у османских падишахов. Вплоть до 1783 г., когда Крымское ханство вошло в состав Российской Империи, тугра являлась непременным атрибутом власти крымских ханов.
Неизвестный художник Школы Оружейной палаты. Портрет царя Михаила Фёдоровича (1670-1680-е гг., Государственный исторический музей, Москва).
Но куда раньше тугра, как символ власти, оказалась востребована в Московском государстве. Вполне вероятно, как элемент, связывавший дом Романовых с золотоордынским миром. В XVII в. тугра создается для первого представителя династии – царя Михаила Федоровича, первая его тугра датируется 1620 г. Потом тугры ставятся на грамотах его сына - царя Алексея Михайловича, и внуков - Иоанна и Петра (будущего Петра I). Грамоты эти посылаются из Москвы в Крым, в Монголию, в Индию. Петр I активно использует тугру как яркий образ манифестации царской власти на исламском Востоке.
Ф. Иоллан. ИоаннV и Петр I. (1685)
Во второй половине XVIII в. традиция изготовления российских тугр затихает. Однако последствия включения Крыма в состав империи диктуют необходимость ее возрождения. В 1810-х годах создается тугра для Александра I, а вскоре и для Николая I. Если первая известна нам как декоративный элемент на фонтане императора в Бахчисарайском ханском дворце, то вторая активно использовалась в официальных документах российской канцелярии на османском языке для распространения среди крымских татар. Во второй половине XIX в. тугрообразные композиции (создаваемые не только для императоров, но и членов их семей) вновь становятся непременной частью образа российского Крыма, часто намеренно «ориентализированного» под европейским влиянием.
Исламский каллиграф русского происхождения Владимир Попов. Тугра президента (падишаха - по утверждению исламских культурологов именно так следует правильно называть российских правителей) Владимира Путина.
Сегодня под тугрой понимают красочную каллиграфическую композицию с декоративным написанием имени собственного, построенным по определенным законам с помощью букв арабского алфавита. Тугра почти с любым именем на магните - популярный сувенир, что продается едва ли не повсеместно. Собственные тугры были созданы художниками для Бориса Ельцина, Дмитрия Медведева и … Владимира Путина. Возрождение традиции изготовления тугр разве не уникальный случай реставрации древней тюркской властной символики?
На выставке в Государственном музей Востока (Москва) будут показаны тугры крымских ханов XVI-XVIII вв., российских царей и императоров XVII-XIX вв. Выставка «Тугра: крымский символ российской государственности», организованная ГМВ совместно с Архивом Российской академии наук, Бахчисарайским историко-культурным и археологическим музей-заповедником, Государственным архивом Республики Крым, Российским государственным архивом древних актов (Москва) продлится с 15 марта по 7 апреля 2019 года. Куратор проекта - Илья Зайцев
К. С. (текст).
Государственный музей Востока, архив Прииска (иллюстрации).
На иллюстрации: Классическая тугра из экспозиции ГМВ.