Витражный ансамбль таллинской Церкви Святого Духа завершен! К вечеру 27 июля 2017 года мастера художницы Долорес Хоффманн закончили монтаж заключительного витражного окна готической жемчужины Старого города. Витраж, площадью 4.5 кв.м, создан на средства таллинского муниципалитета, что по доброй традиции указано на одном из фрагментов этой работы.
Заключительное витражное окно делится на две смысловые части. Верхние медальоны посвящены Мартину Лютеру и его идее перевода Библии на национальные языки. Великий реформатор изображен в образе неторопливо пишущего молодого человека, у чьих ног плещутся морские волны, на которых покоятся тексты с призывами к переводам Священного писания на родные языки.
Эскиз витражного окна в мастерской Долорес Хоффманн.
Нижние медальоны включают в себя копии родовых гербов донаторов (спонсоров) прихода этой церкви XVII-XIX вв., дополненные стилизованным гербом Таллина и надписью, подтверждающей, что витраж создан на средства нынешнего муниципалитета. По словам Долорес Хоффманн, по просьбе руководства Эстонской евангельской лютеранской церкви городские власти выделили на это окно €6 тыс.
Медальон витражного окна с гербом Таллина и надписью о финансировании.
Работы по созданию витражного ансамбля Церкви Святого духа, построенной в XIV столетии, Долорес Хоффманн начала в 1984 году с окон алтарной части храма, где находится уникальный артефакт, готический многостворчатый деревянный алтарь, выполненный в 1483 году Бернтом Нотке (1435-1509 гг.). Его работы, дошедшие до наших дней, можно сосчитать по пальцам одной руки. Решение, найденное художницей, бережно выделило это произведение мастера позднего Средневековья в лаконичном храмовом интерьере.
Долорес Хоффманн в Церкви Святого Духа.(Фото Александра Пахарева).
«Когда я начинала эту работу в 1984 году я была совсем другой, - говорит художница, готовящаяся в ближайшие дни отметить своё 80-летие, комментируя завершение витражного ансамбля. – Но уже тогда я понимала, что делаю не персональную выставку Долорес Хоффманн, а работаю в церкви четырнадцатого столетия и должна уважать и понять строгие догматы той эпохи. Сегодня могу сказать, что не стыжусь своей работы. Но художник никогда не бывает полностью доволен своим трудом…»
Завершение монтажных работ.
Напомним, что первоначальный витражный ансамбль (как и роскошное внутреннее убранство) Церкви Святого Духа был уничтожен ревельскими реформаторами, непосредственно переписывавшимися с Лютером и вдохновленными его идеями, в сентябре 1524 года. Почти через половину тысячелетия образ Мартина Лютера завершил витражный ансамбль этого храма. Воистину, всему своё время и возвращается ветер на круги своя…
Олег Серебряков (текст и фото).
На иллюстрации: Мастер завершает монтаж заключительного витражного окна Церкви Святого Духа.