«Был человек в земле Уц, имя его Иов; и был человек этот непорочен, справедлив и богобоязнен и удалялся от зла», - монументально гласит первый стих первой главы Книги Иова, пожалуй, одной из самых востребованных русским читателем книг Ветхого Завета. Поэт Фёдор Глинка даже переложил её в стихах: «В покое сладком Иов жил На широте пустынь цветущих, И Бог давно благословил Его ликующие кущи. И жил он жизнию святой…» А художница Наталья Нестерова исполнила целый цикл к этой книге.
Н. Нестерова. Книга Иова.Иов и его друзья посыпают головы пеплом.
Книга Иова входит в состав еврейской Библии (Танаха) и христианского Ветхого Завета. В ней говорится о том, как явившись перед Всевышним среди сыновей Его сатана обвинил праведного Иова в лицемерии, утверждая, что если повергнуть Иова в скорбь и лишить материальных благ, то он тут же отвернётся от Всевышнего. Всевышний решает доказать сатане, что Иов останется верным Ему. И разрешает коснуться Иова.
Н. Нестерова. Книга Иова. Иов и Елиуй (Элиу)..
В результате Иов лишается имущества, семьи, здоровья и посыпает голову пеплом. К Иову приходят трое благоразумных друзей, споря с ним о корнях его невзгод. Иов отвечает каждому из них, упорно отказываясь проклинать Бога («Приемлем мы от Бога добро - ужели не примем от Него зло?»). В итоге Елиуй (Элиу), четвёртый собеседник Иова, узнаёт истинную причину испытания. Сюжет завершается речью Всевышнего, Иов с друзьями смиряются и каются перед жертвенником, а Всевышний помогает Иову, вдвойне возвращая ему всё отнятое ранее.
Н. Нестерова. Книга Иова. Иов и его детей, данных взамен 5.
«Книга Иова» в транскрипции Натальи Нестеровой (1944), часто называемой «классиком современного искусства», с 20 по 27 декабря 2019 года и с 10 по 14 января 2020 года выставляется в московском «Открытом клубе». Это девятая выставка ветхозаветного цикла «Точка отсчёта», в рамках которого с 2016 года российские художники создают на основе книг Танаха визуальный ряд для текста на русском, английском и иврите.
Н. Нестерова. Книга Иова.
«Иллюстративная традиция Книги Иова обычно либо очень буквальна, особенно в раннехристианских памятниках, либо начинена аллегорическим смыслом, как у Уильяма Блейка. В работах Натальи Нестеровой ощущается простота и серьёзность, - поясняют организаторы выставки, - искренняя сосредоточенность сердца. Сначала зритель видит буквальную наивность, но постепенно раскрывается вся полнота замысла Нестеровой, «где рассказ о великом начинается как бы с нулевой точки, вне традиции, с чистого листа»».
Н. Нестерова. Книга Иова. Иов отвечает жене: «Приемлем мы от Бога добро - ужели не примем от Него зло?»
Книга Иова открывает перед художником буквально необъятные и во многом «целинные» перспективы. Всевышний, Его сыновья и «часть силы той, что без числа творит добро, всему желая зла», то есть сатана, обитатели страны Уц, в конце концов сам Иов, праведник весьма необычный, не из «избранного народа» - действуют на её страницах. Именно Иов впервые в Библии изъявляет желание проникнуть в замысел Творца и напрямую вопрошает Его: за что?..
Н. Нестерова. Книга Иова.
Действительно, за что? Нашла ли Наталья Нестерова в своих странствиях по многомерным просторам Книги Иова свою версию ответа на вопрос библейского праведника? Всегда ли несчастье - наказание за конкретные грехи? Или снова и снова отвечает сатана Господу и говорит: я ходил по земле и обошел её…
К.С., Москва (текст).
"Открытый клуб", Москва (иллюстрации).
На иллюстрации: Н. Нестерова. Книга Иова.