Совместный выставочный проект Государственного музея Востока, Минкульта РФ, Музея совриска и Ёко Таданори (Кобе) познакомит с работами одного из самых известных художников и графических дизайнеров Японии XX века Таданори Ёкó. В экспозицию формата 18+ войдут инсталляции, посвященные работам художника, короткометражная анимация 1964-1965 гг., а также дизайнерские решения для музыкальных изданий. Выставку «Искусство смыслов» сопроводят лекции о графическом дизайне Японии и творчестве художника.
Неповторимая стилистика Таданори Ёко (1936) совмещает реальное и ирреальное, сны и воспоминания, образы из истории и массовой культуры. Его творчество провокационно, оригинально и иронично, подобно головоломке, выявляющей множество скрытых смыслов. Ёко - действующий живописец, чьи работы находятся в собраниях крупнейших музеев мира. В 2015 году он получил Императорскую премию имени принца Такамацу за вклад в японскую живопись.
Текстильный павильон на выставке Экспо-70. Павильон японской ассоциации текстилей. (1969, офсетная печать на бумаге. 104x77.2. Коллекция художника, Музей современного искусства, Токио)
Таданори Ёкó родился в г. Нисиваки. С ранних лет он работал оформителем афиш и реклам. В возрасте 24 лет стал штатным сотрудником крупного дизайн-бюро. С середины 60-х гг. Ёко независимый графический дизайнер, оформляет постеры, афиши и каталоги. Его связывало тесное сотрудничество с писателем Юкио Мисимой, фотографом Эйко Хосоэ, режиссёрами и актёрами, основателями авангардных театров. В 1960-е Ёко стал известным художником поп-арта, одним из первых обратившись к символам национальной гордости.
В 1968 г. Ёко оформил баннер для масштабной выставки графического дизайна в Нью-Йоркском музее современного искусства «Word and Image», в 1972 г. стал первым японским художником, получившим приглашение провести персональную выставку в МоМА. 1970-е, привнесли в его жизнь увлечения индуизмом и мистицизмом. Ёко Таданори создаёт серии графических работ с космическим чёрным фоном, в его творчество проникают религиозные и философские темы. Он оформляет афиши для The Beatles, Emerson, Lake & Palmer и Earth, Wind & Fire; обложки альбомов для Santana, Miles Davis. В 1981 г., посетив ретроспективную выставку Пабло Пикассо в Нью-Йорке, Ёко решает оставить карьеру графического дизайнера и заняться живописью.
Рекламный плакат московской выставки Таданори Ёкó
Куратором московской выставки, поддержанной Японским фондом, выступила Диана Фармаковская.
М.Б. (Иллюстрации ГМВ).
На иллюстрации: A la Maison de M. Civecawa. ( 1965, Шелкография, бумага. Коллекция художника,103x72.8 Музей современного искусства Токио)