Нынешний июль пора возвращения искусства. К зрителю. К ценителю. К дорогому покупателю. То есть к нам с тобой, читатель. Наперебой со всех сторон выставочные площадки, галереи, музеи с радостью только что вылупившихся птенцов сообщают о выходе из карантинной скорлупы. О своём стремлении поделиться красотой.
С 16 июля по 2 августа групповую выставку «Искусство как область свободы. Круг Тамручи», которая должна была открыться одиннадцатого июня, в день рождения Натальи Тамручи (11.06.1955-25.01.2020), покажет московская галерея «Ковчег» у себя в Трубниковском переулке. Этот совместный проект «Ковчега» и детища госпожи Тамручи «Открытой галереи» составили произведения 19 художников и арт-группы МишМаш, в разные годы участвовавшие в проектах Н. Тамручи (Юрий Аввакумов, Александр Бродский, Александр Джикия, Аня Желудь, Владислав Краснощек, Александр Кузькин, Иван Лунгин, Андрей Монастырский, Владислав Монро, Авдей Тер-Оганьян, Сергей Шутов и др.).
Лауреат государственной премии РФ в области современного искусства «Инновация» (2017), искусствовед и популяризатор современного искусства Н. Тамручи свои проекты не относила к области «чистого искусства». Чем бы ни занималась Тамручи - галереей, дизайном, архитектурными проектами, - для нее всегда было важно понятие «круга», общности языка и взглядов. Актуальная проблематика современности, её проекция и конфигурация в художественных практиках Тамручи трактовала как способ размышления о реальности. Каждая ее выставка превращалась в целостное высказывание по одному из «вечных» вопросов. Как резюмировала весть о кончине Н. Тамручи The Artnewspaper Russia, «ее вклад в российское искусствознание нам еще предстоит в полной мере оценить».
С 4 июля по 9 августа Музей Востока, достойно переживший карантин, представит выставку «Нам родина пристанище дала». Экспозиция приурочена к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне и продолжит серию выставок музея на тему «Художники в эвакуации». Будут показаны живописные и графические произведения, созданные в военные годы в Ташкенте, Самарканде, Коканде, Фергане (Павла Бенькова, Роберта Фалька, Александра Волкова, Меера Аксельрода, Александра Лабаса, Зинаиды Ковалевской, Петра Никифорова и др). Всего будет экспонировано более 20 работ живописи и графики. Впервые в музее представят зрителям новые поступления графической серии Александра Лабаса - ранее не экспонировавшиеся листы из цикла «Ташкент».
С 8 июля по 9 августа цикл «Художники в эвакуации» дополнит выставка «Амшей Нюренберг». Выставка покажет более 50 работ художника: графика, живопись, рисунки и наброски из записных книг. Экспозиция построена по монографическому принципу и посвящена творчеству классика отечественного искусства Амшея Нюренберга (1887-1979). Уроженец Елисаветграда (ныне Кропивницкий), Амшей Маркович Нюренберг учился у Кириака Костанди в Одесском художественном училище (1904-1910), затем продолжил образование в Париже (1910-1913), где был соседом Марка Шагала по мастерской в «Улье» - общежитии художников. Возвратившись в Одессу перед I мировой войной, Нюренберг участвовал в организации группы «Общество независимых» (1915) переименованной в «Товарищество независимых художников» (1918), кого уже в наши дни назвали «Одесскими парижанами».
10 июля свои двери распахнёт ГМИИ им. А.С. Пушкина (с 1 июля стартовала онлайн-продажа билетов на музейном сайте и администрация ГМИИ рекомендует приобрести без промедления, так как «в связи с обновленными правилами посещения количество билетов ограничено, купить их можно только онлайн»). Вместе с постоянной экспозицией музея для посетителей откроется выставка «От Дюрера до Матисса. Избранные рисунки из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина» в Главном здании. Экспозиция охватывает пять веков истории европейского рисунка – с конца XV до середины XX века. Из графического собрания Пушкинского музея отобраны лучшие образцы разных национальных школ – итальянской, французской, немецкой, голландской, фламандской и русской.
Предметный рассказ об этапах развития татуировки в разных регионах мира – выставка «Тату» в Галерее искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков продлена до 27 сентября. Это совместный проект Пушкинского музея и Музея на набережной Бранли имени Жака Ширака. Однако, чтобы посетить выставку, необходимо приобрести отдельный билет за те же ₽400, что и входной билет в Главное здание ГМИИ. Также рекомендуется обратить внимание, что в музее временно введён новый режим работы: с 10 июля Главное здание и Галерея будут открыты каждый день, кроме понедельника, с 11:00 до 21:00. Вход на последний сеанс - с 19:45 до 19:59.
9 июля в 19:00 Аукционный дом «12й стул» проведет аукцион №23 «Антикварное и коллекционное оружие». Аукцион включает 26 предметов. Среди лотов стоит отметить «Кавказскую коллекцию» огнестрельного оружия, состоящую из трех кремневых ружей и двух натрусок (малых пороховниц). Предметы выполнены в Дагестане и Тифлисе в середине-второй половине XIX столетия. Лот стартует с ₽1 млн 200. тыс. Шашка работы владикавказской мастерской Османа Омара (старт ₽600 тыс.). Кинжал с клинком работы чеченских мастеров из аула Большие Атаги (₽240 тыс.). Двуствольный пистолет с капсюльными замками калибром 13 мм, стволы которого, согласно клеймам, принадлежат работе тульского оружейника Николая Гольтякова (₽480 тыс.). Парадный патронташ эпохи Кучук-Кайнарджийского мира с Турцией после победоносной войны 1777 года (₽500 тыс.).
На аукционе будет представлен сигнальный станковый пулемет «Максим СХ» (использование травматических патронов в данной модели невозможно). Согласно паспорту предмета пулемет предназначен для использования «в культурно-просветительских целях» (₽300 тыс.). Охолощенная модель пулемета, представленная в лоте, была сконструирована на базе русского аналога, что подразумевает наличие колесного станка, который разработал полковник русской армии А. Соколов., и известного как «станок Соколова». Пулемет обладает возможностью имитации выстрела патроном светозвукового действия, стрельба ведется со скоростью 600 выстрелов в минуту. Общая стартовая оценка коллекции составляет более ₽9 млн, большинство лотов представляют исключительный коллекционный интерес и культурную ценность. Надо отметить, что холодное и огнестрельное оружие, признанное культурной ценностью, может покупаться и продаваться свободно без получения на то дополнительных разрешений, предусмотренным законом об оружии. Вся выставляемая на торги коллекция снабжена экспертными заключениями.
Остаётся лишь поздороваться с многоликой посткарантинной московской наружей. И посмотреть, и купить, и себя показать. Не так ли?
Текст: М.Б. (Москва)
Иллюстрации: Архив Прииска, ГМИИ им. А.С. Пушкина, галерея «Ковчег», Музей Востока, Аукционный дом «12й стул»
На иллюстрации: Беньков П.П. Чайхана на Регистане. Узбекистан, Самарканд. 1944 год. Государственный Музей Востока