Кто он, что он, российский любитель искусства? В поиске ответа, возможно, опять поможет октябрьская выставка в московском Новом Манеже, где нью-йоркская ABA Gallery представит выставку «Русское искусство: находки и открытия». Знатокам и ценителям будут показаны свыше 70 произведений XIX-XX вв.
Д.Бурлюк. Двое у забора (х. м., 105х90)
Сегодня, когда государственные межмузейные российско-американские выставочные проекты заморожены, такого рода сотрудничество, по мнению владельца ABA Gallery Анатолия Беккермана, очень важно сохранять, поддерживать и развивать. Как у человека из мира бизнеса «Большого яблока» слова и дела Беккермана не расходятся. «Мы хотим, чтобы зрители по обе стороны земного шара поняли и оценили красоту русского искусства», - четко сформулировал он свою позицию в прошлогоднем интервью.
Р.Р.Фальк. Сан Мартин. Париж (1935, , 64.5х80)
Среди организаторов-партнеров осенней выставки 2017 года ABA Gallery в России - Департамент культуры г.Москвы, Объединение «Манеж» и Минкультуры РФ. Основанная более 30 лет назад ABA Gallery известна московской публике благодаря проектам последних лет. Выставки «Искусство как профессия. Собрание Майи и Анатолия Беккерман» в ГМИИ им. А. С. Пушкина в 2014 году и «Русское искусство: от Боровиковского до Кабакова» в Новом Манеже в 2016 году дали возможность познакомиться с шедеврами русской живописи, в разное время оказавшимися за рубежом, заново открыть их у себя на родине.
Н.Фешин. Маша (х. м., 40.6х32.4)
Выставка «Русское искусство: находки и открытия» продолжает наметившуюся и, по-видимому, плодотворную тенденцию в деятельности американской галереи по сю сторону Атлантического океана. Работы музейного уровня Ильи Репина, Константина Коровина, Абрама Архипова, Бориса Анисфельда, Натальи Гончаровой, Роберта Фалька, Давида Бурлюка, Николая Рериха уже своим соседством обещают создать в Новом Манеже весьма репрезентативную мозаику россисйкого искусства.
Б.Григорьев. Девочка в красном платье (1920-ые гг., х. м., 73х53)
Многие из этих картин обладают не только художественной ценностью. Почти у каждого произведения есть своя яркая история. Полотно любимца Павла Третьякова Абрама Архипова «Летний вечер. Рыбацкие суда в деревенской гавани» было куплено известным норвежским дипломатом и коллекционером Альфредом Даниельсеном, работавшим в Москве с1929 по 1935 год. Редкий в творчестве Алексея Саврасова пейзаж с фигурной сценой также имеет скандинавское происхождение. Накануне революции картину приобрели потомственные норвежские фабриканты, занимавшиеся бизнесом в России до тех пор, пока события 1917 года не вынудили их вернуться на историческую родину вместе с коллекцией русского искусства.
Ф.Малявин. Три крестьянки (х. м., 65х54)
Документально подтвержденный провенанс картин «Крымский пейзаж» Константина Коровина и «Натюрморт с плодом пандана и ветками бамбука» Давида Бурлюка прослеживается еще с довоенных времен. Кроме того, на выставке будут представлены акварели Ильи Репина, портрет одной из любимых моделей Бориса Григорьева и «Суд Париса» Бориса Анисфельда - наиболее раннее сохранившееся произведение из цикла работ на мифологические и библейские сюжеты, создававшегося художником в 1910-е годы и редкий образец творчества Натальи Гончаровой «Орнамент» 1910 года, а также пейзажи И. Шишкина, А.Дубовского и П.Верещагина, произведения А.Тышлера, А.Экстер, Н.Гончаровой, М.Васильевой и Р.Фалька.
Н.К.Рерих. Закат над рекой (акварель на картоне, 24.9х76.9)
Отдельный раздел выставки будет посвящен художникам-шестидесятникам. В него войдут работы Эдуарда Штейнберга, Оскара Рабина, Олега Целкова, Владимира Немухина, созданные в советский период.
Выставка ABA Gallery «Русское искусство: находки и открытия» будет открыта с 20 октября по 5 ноября 2017 года. Напомним адрес Нового Манежа: Москва, Георгиевский переулок 3/3.
Б.М. (текст)
Иллюстрации ABA Gallery, Нью-Йорк.
На иллюстрации: Александр Тышлер (1898-1980). Дворец Вельзевула из серии Тайный буфет (х. м., 75х75)