Что такое фотоаппарат в руках художника? Это тот же карандаш, та же кисть – инструмент со своими возможностями, со своими ограничениями. К сожалению, в связи с общедоступностью фотографических аппаратов сложилось обманчивое мнение, что фотографом может быть каждый. Но это не так. Фотоаппарат (как и карандаш) оживает в руках мастера, «имеющего, - как сказал русский художник Николай Рерих, - глаз открытый». Фотохудожник как реставратор на старинной иконе открывает за слоями повседневности, обыденности доселе скрытые грани, открывает красоту.
О. Высоцкий (1956). Башня Кик и де Кёк (2016, фотография выставки «Над городом», 30х40).
Наверно, не случайно на выставке Олега Высоцкого в Музее башни Кик ин де Кёк соседствуют живопись и фотографии, дополняя и как бы комментируя друг друга, показывая зрителю «мистические, - опять обратимся за определением к Николаю Рериху, - дали». И далеко не случайно имя экспозиции Высоцкого - «Над городом». За ним неизбежно узнается атмосфера невеликой по размеру, но глубочайшей по смыслам «ревельской» темперы Рериха «Старый король», где на град, вознесенный над рассветными облаками, строго взирает суровый аскетичный монарх.
Фрагмент работы Н.К. Рериха (1874-1947) Старый король (1910, картон, темпера, пастель 25х33.9. Частное собрание).
И это – знаково!
Музыка на открытии выставки О. Высоцкого "Над городом". Группа «Целительные звуки» (Лилия Мяртмаа и Денис Виноградов).
Ведь именно в этом музее, Музее башни Кик ин де Кёк впервые в нашем городе (вроде бы далёком от громких, ныне многомиллионных в долларовом эквиваленте имён в изобразительном искусстве) прошла выставка оригинальных работ Николая Рериха. «Над городом» Олега Высоцкого - своеобразная дань уважения великому художнику, 70-й День памяти которого (13 декабря) отметили по всему миру.
Всё получилось! Помощница художника Валентина Сагар (слева) и куратор выставки Юлия Воинова на вернисаже.
Пафос в моих словах извинителен и неизбежен - контекст. Здесь - в день Зимнего солнцестояния - на этаже-венце средневековой башни ныне точно затеплились многоцветные живые огни нашего земляка, странника по своей натуре и наивного философа художника Олега Высоцкого. «Когда же мы видим далекого путника на безбрежной снежной равнине, нам думается, что не случайно и не бесцельно совершает он трудный путь. – писал Николай Рерих. - Наверно, он несет важную новость; и ждут его те, кто поймет знамение будущего».
Выставка О. Высоцкого «Над городом» продлится до 4 февраля 2018 года. Куратор экспозиции Юлия Воинова.
Олег Серебряков (текст)
Олег и Светлана Высоцкие (иллюстрации)
На иллюстрации: О. Высоцкий (1956). Свет над городом (2016, фотография выставки «Над городом», 30х40).