«Открытый клуб» учреждение, прямо скажем камерное, «на знатока да ценителя». Наверное, поэтому каждая выставка «Открытого клуба» становится событием. Проект «Светлые дни», открывающий двери госпоже широкой публике 2 ноября, в этом ряду не исключение. Отнюдь. «Светлые дни» представят работы Михаила Карпенко (1915-1991), Андрея Сироткина (1949-2012) и Людмилы Карпенко (1947).
Михаил Карпенко (1915-1991). Причал. (1981, бумага, акварель).
Вокруг искусства советского периода поломано немало копий. При всей полярности мнений и суждений никто, пожалуй не станет отрицать такую его особенность как «жанровую взаимопроницаемость». Наиболее рельефно она проявилась в тиражном искусстве СССР. Книга, плакат, эти мобильные и гибкие жанры, в чьём пространстве авторам легко удавалось переплетать новые тенденции, нестандартные художественные решения и быстро распространять своё искусство вдаль и вширь, охватывая все уголки необъятной страны.
Людмила Карпенко (1947). Огненный дракон. Иллюстрация к произведению Эдит Несбит. (1992, бумага, акварель).
Династия Карпенко, художников из Латвии, одна из ярчайших страниц истории советской книжной графики, того исторического периода, когда региональная взаимосвязь показала себя в лучшем свете. Михаил Михайлович Карпенко в годы войны занимался агитационно-массовым искусством, рисовал плакаты, а в 1946 году обратился к жанру книжной графики. Акварели Михаила Михайловича очень эффектны за счёт быстроты и точности исполнения. Его называют мастером техники «а-ля прим»; несколькими энергичными ударами кисти Карпенко создавал запоминающийся яркий образ. Стоит отметить, что первые иллюстрации к произведению Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке» выполнены именно Михаилом Карпенко.
Андрей Сироткин (1949-2012). Патина (1992, бумага, акварель).
Людмила Карпенко, дочь Михаила Карпенко, родилась в Риге, городе барокко и модерна. С детства её окружало искусство. Окончив Московскую государственную академию им. С. Г. Строганова, она обратилась к жанру графики и посвятила себя преимущественно художественному оформлению детской литературы, обратилась к самой требовательной и, без преувеличения, неподкупной зрительской аудитории. В произведениях её супруга Андрея Сироткина отчетлива эстетика прошлого. В гармонии полутонов вспыхивают искры ар-деко, изящество модерна и звучат ностальгические нотки творчества «мирискусников». Изысканная пожелтевшая дореволюционная открытка, плакат эпохи модерна слышны в бархатистом благородстве его линий и красок.
«Светлые дни» «Открытого клуба», что на Спиридоновке, дом 9/2 (вход со двора), будут открыты по 6 ноября 2018 года включительно с 16:00 до 22:00.
Б. М. (текст).
«Открытый клуб» (иллюстрации).
На иллюстрации: Михаил Карпенко (1915-1991). Париж. (1968, бумага, акварель).