Ожидая Майтрейю. Сакральное искусство Тибета

В мае на YouTube-канале Музея Востока состоялась трансляция онлайн-лекции «Тибетская сакральная живопись». Пожалуй, во дни тотальной самоизоляции она стала одним из самых актуальных мероприятий Музея Востока: сакральное - актуально всегда.

От сакрального, не убоимся громких слов, берут начало все изводы изящных искусств всех времён и народов. И это ни разу, на наш взгляд, не преувеличение. (В разговоре о сакральном без толики вполне извинительного пафоса не обойтись.) Волга, как говаривал персонаж мудрого классика отечественной словесности, так-таки впадает в Каспийское море, по сей день, добавим, радуя обилием позабытой большинством осетрины да чёрной икры. Ну, а великие реки стержневой Азии своими истоками числят Гималаи, обрамляющие Тибет.

Ожидая Майтрейю. Сакральное искусство Тибета 1
Тхангка «Авалокитешвара» (Владыка Взирающий, Он же Будда Сострадания).

Некогда, в давние времена, из Индии в Китай шли через Тибет торговые пути, что часто были не шире узкой горной тропы. Этими причудливыми путями религиозные и культурные традиции Индостана достигали Тибета. Переплетались с местными верованиями, сливались с искусством китайской равнины.  Не позднее VII столетия нашей эры, миссионеры Махаяны привезли с собой первые священные изображения. Они, наполненные важнейшими образами буддийской иконографии, служили для иллюстрации устной проповеди, представляя сцены из жизни Будды Шакьямуни и главнейших Бодхисаттв.

Ожидая Майтрейю. Сакральное искусство Тибета 2
Тхангка «Мандала Будды медицины».

Сама природа Тибета подразумевает строгость, многогранный, как горный силуэт, неизменный канон, который нашёл своё наиболее полное выражение в тибетских живописных свитках, так называемых иконах-тхангка (тхангка переводится как «знамя»). Их роль в жизни тибетцев, да и всех последователей буддизма ваджраяны (тантрическое направление Махаяны) была (и остаётся) чрезвычайно велика. Тхангки в большом количестве встречаются и в храмах и в частных домах. Для мирян это образы защитников и покровителей в житейских делах. Для начинающего образ на иконе задает направление духовного совершенствования, а для посвященного - возможность уже в этой жизни выйти за рамки колеса сансары.

Ожидая Майтрейю. Сакральное искусство Тибета 3
Тхангка «Бодхисаттва мудрости Манджушри» (работа из частной коллекции).

Как отмечал Юрий Николаевич Рерих в своих заметках об искусстве Тибета: «…их всегда несут в религиозных процессиях и часто используют для иллюстрации религиозной церемонии. Странствующие ламы иногда возят с собой хорошую подборку этих картин, которые помогают им при проповеди, - поскольку искусство и в Тибете, и в других странах ламаизма было и остаётся тесно связанным с пропагандой учения Будды».

Ожидая Майтрейю. Сакральное искусство Тибета 4
Тхангка «Будда Шакьямуни».

Тибетское сакральное искусство прошло долгий путь развития, заимствуя на первых этапах художественные приемы и канон пропорций у индийских и непальских мастеров. Но с X-XI вв. на Тибете формируются собственные живописные школы, появляются новые стилистические направления, значительно пополняется галерея священных образов, сюжетов, композиций, наконец, возникает новое философское осмысление сакрального изображения.

Создание тхангка - процесс сложный и трудоемкий, состав красок может включать множество компонентов, в том числе драгоценные камни и металлы. Художник, писал Ю.Н. Рерих, это обычно лама, более или менее сведущий в священных текстах. Его работа сопровождается непрерывным чтением молитв. Художник должен быть священнослужителем хорошего поведения. Трудясь, он обычно сидит на земле, держа картину на коленях. Вокруг располагаются готовящие краски и удовлетворяющие различные нужды мастера ученики. Но, как замечают специалисты, даже в жёстком формате догматического канона художники-буддисты всегда привносили в живописное полотно свою индивидуальность, своё видение мира, своё отношение к запечатленному образу, частичку своей души.

Ожидая Майтрейю. Сакральное искусство Тибета 5
Тхангка «Авалокитешвара» (Владыка Взирающий, Он же Будда Сострадания).

Тхангка пишется на шёлке, ткани или коже. После того как шёлк натянут на раму, он покрывается слоем смеси клея и мела, который затем лощится гладкой стороной раковины. Когда это закончено, то красной или чёрной тушью наносятся контуры фигур. Работа продвигается очень медленно, потому что даже самые мелкие детали орнамента должны быть внимательно проработаны. Обычно рисовальщик делает контур, а живописец наносит на него цвета. (Сделать ошибку в указанных иконографическими трактатами пропорциях тел считается великим грехом, ведь эти руководства составлены непререкаемыми духовными авторитетами.) Пятнадцатый и тридцатый дни каждого месяца в Тибете считаются сакральными, и художники обычно рисуют черты лица на пятнадцатый день месяца, а в цвете его делают на тридцатый. Сакральное не знает мелочей.

Ожидая Майтрейю. Сакральное искусство Тибета 6
Тхангка «Дзамбала».

Обычно божества на тхангка изображаются стоящими или сидящими на лотосовом троне, символизирующем их божественное происхождение. Чаще всего божество восседает со скрещенными ногами. Это поза Будды, для её обозначения используется несколько наименований в соответствии с типом трона, на котором божество сидит: «падмасана» - лотосовый трон, «ваджрасана» - алмазный трон, «симхасана» - львиный трон. Однако, в изображениях Бодхисаттв встречается поза, называемая «махараджалила». Когда божество представлено в этой позе, оно сидит на троне, опустив правую ногу вниз. Эта поза характерна для Майтрейи: Он уже готов сойти с трона и уже опустил ноги, чтобы явиться в наш мир.

Ожидая Майтрейю. Сакральное искусство Тибета 7
Тхангка «Тибетский астрологический календарь».

Ну а мы в ожидании и даже радостном предвкушении сего значимого события просто порекомендуем нашему вдумчивому читателю прослушать замечательную лекцию старшего научного сотрудника ГМВ, хранителя фонда «Предметы искусства Центральной Азии» Нонны Геннадьевны Альфонсо, что была прочитана в рамках Недели Центральной Азии 14 мая 2020 года. И не пропускать другие мероприятия на YouTube-канале Музея Востока.

Текст: Н.Б., С.О., Москва-Таллин.

Иллюстрации: Архив Прииска, ГМВ.

На иллюстрации: Тхангка «Будда Шакьямуни» (из собрания ГМВ).

поделиться:
Facebook
Pinterest

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

больше новостей в нашем telegram канале

Читайте так же:

Последняя тайна Караваджо. Последняя?
Будет ли когда-нибудь раскрыта тайна смерти художника? Да и последняя ли она? ...
Далее
За Пушкина в ГУЛАГ. Художник Юстицкий
В московской галерее «Открытый клуб», которую следовало бы, по правде, назвать институтом-тусовкой, открылась выставка «Пушкинская сюита», акварелей середины 1930-х ...
Далее
Много секса? И слава Богу! Венецианская биеннале глазами берлинского галериста
Далее
Удовлетворить и удивить
Далее
Тифлисских окон негасимый цвет
Далее
Валантен де Булонь: мелодии давно минувших лет
Далее
BRAFA 2024: всё по-взрослому
69-я брюссельская художественная ярмарка BRAFA проходит в атмосфере громких юбилеев. Что поделать, магии приятных округлостей в датах невозможно противостоять. 100 лет...
Далее
Справедливость торжествует! При поддержке спецслужб и прокуратуры
Ещё две похищенные нацистами работы Эгона Шиле, воспитанника самого Густава Климта, возвращены наследникам еврейского коллекционера....
Далее
Токийская реликвия The Beatles вновь пойдёт с молотка
1 февраля 2024 года Images of a Woman появится на аукционе Christie’s The Exceptional Sale. На работу заявлен эстимейт $400 тыс. – 600 тыс....
Далее
Возвращение Будды
Даже в малой своей частице Будда пребыает в полноте своей. Историческая голова Будды действительно скоро вернётся из США в Камбоджу, но не одна, а в тёплой компании ...
Далее