О, сколько же событий разных случилось нынешней весной! Порой забавных, порой сенсационных, а порой… Точно гоголевский Хлестаков всласть покуражился вирус, но жандарм «по именному повелению» на художественной сцене пока не появился. И появится ли? Аукционы, галереи, музеи потихоньку выходят из виртуала в реал (служенье муз не терпит суеты). И у нас есть время оглянуться на некоторые события коронавирусной весны-2020!
Буквально накануне закрытия музее Ватикана на карантин некие гостьи из Украины процарапали на фреске Рафаэля Санти «Афинская школа», созданной с 1509 по 1511 гг. в рабочем кабинете Папы, «Лена и Тамара из Винницы»… В ночь на 30 марта из закрытого до 1 июня по причине карантина музейного комплекса Singer, что в городе Ларен в Нидерландах, неизвестные украли картину Ван Гога «Весенний сад, пасторский сад в Нюэнене весной».
Ван Гог написал её в 1884 году. На полотне размером 25 на 57 см. в не самых жизнерадостных тонах изображён человек в саду голландской церквушки в Нюэнене, где отец Ван Гога был викарием. Эта работа периода, когда художник вернулся в семью. К тем же дням относится картина «Пожиратели картофеля». Музей Singer взял «Весенний сад …» в аренду у Гронингенского музея.
В ночь на 30 марта около 3:15 минут по нидерландскому времени неизвестные взломали стеклянную дверь, проникли в музей, похитили картину и ушли. По сей день нет никаких известий о судьбе картины. Власти лаконичны: преступников разыскивают.
Куда более отрадные события произошли в Эстонии. 15 мая на весеннем аукционе таллинской галереи Haus приключилась сенсация. Выставленная на торги со стартовым эстимейтом в €16500 картина Олева Субби «Двор со старым автомобилем», написанная в 1979 году, была продана за €100 500! За парой исключений, далеко отстоящих от рекорда, остальные реализованные на этом аукционе лоты были проданы либо по первоначальной цене, либо с незначительным превышением эстимейта.
Однако, рекорд установленный галереей Haus продержался недолго. 23 мая на аукционе таллинской галереи Vernissage Art and Room, которая позиционирует себя прежде всего, как «студия интерьерного дизайна», картина Олева Субби Via della Lungara, выполненная в 2000 г., при эстимейте €22 500 была продана за €115 000 (с учётом сборов новому владельцу работа обошлась в €123 000). Это третий рекордный результат за всю историю эстонских аукционов.
Заметим, что «оба рекордных Субби», как отмечают компетентные источники, остались в Эстонии. Трудно сказать, в чём причина такого ажиотажа (на covid-19 не списать). Да, в нынешнем году арт-сообщество Эстонии готовится отметить 90-летие Олева Субби, Заслуженного (1976) и Народного (1987) художника Эстонской ССР, чьи работы представлены в собраниях Эстонского художественного музея КУМУ, Государственной Третьяковской галереи, Музея Людвига в Кёльне и частных коллекциях. Да, в одном из музеев КУМУ развёрнута ретроспективная выставка художника, про кого в оны годы шутили, что он единственный, кто выбил себе право выставлять обнаженное женское тело. Но ни первое, ни второе никак не разъясняют рекордный для национального художественного рынка спрос.
Еще неделю назад казавшаяся сенсационной весть о покупке $120 млн уважаемым Романом Абрамовичем единственной находящейся в частных руках версией «Крика» Эдварда Мунка оказалась фейком. «Роман Абрамович опять отличился как ценитель искусства. Он купил знаменитую картину «Крик» Мунка (один из четырех ее вариантов) за $120 млн», - сообщил появившийся на свет 17 апреля 2020 года анонимный Telegram-канал с громким именем Sotheby’s Life. «Это полный бред», - ёмко заявил журналистам «источник в окружении бизнесмена». Sotheby's не имеет обыкновения оглашать имена покупателей.
Мунком (1863-1944) были созданы четыре версии "Крика" - две пастели и две картины маслом. Три из них принадлежат норвежским музеям, и лишь одна находится в частном собрании. 2 мая 2012 года «Крик» из коллекции норвежского миллиардера Петтера Олсена был продан Sotheby's в Нью-Йорке за $119 млн 992.5 тыс. американскому финансисту и коллекционеру Леону Блэку (лот №20). Томас Олсен, отец Петтера Олсена, дружил и поддерживал художника. Олсен-старший приобрел холст у самого Мунка, создавшего её в 1895 году.
Текст: Александер Белов
Иллюстрации: Архив Прииска
На иллюстрации: Рафаэль Санти. Афинская школа. Начало XVI в. Ватикан.