Никаких, дорогой читатель, преувеличений! Теперь в Таллине почти как Нью-Йорке. Или наоборот? Но вопрос этот - сугубо риторический вопрос. И тут и там искусство покупали, как не в себя, только циферки были разные, да на таллинские торги с криками No art on a dead planet не врывались пакостники-экоактивисты. Нет, они в Эстонии, конечно, есть, но тихие и не в товарных количествах. На торгах Christie’s в Нью-Йорке при 6 ценовых рекордах доля продаж по лотам составила 97%, а на осеннем аукционе таллинской галереи Haus был реализован практически такой же процент выставленных лотов. Из 134 живописных лотов, выставленных в эстонской столице, нереализованы лишь 15, а из 75 графических листов — только 8. Все 3 дня торгов таллинской галереи Haus прошли так, что просто необходимо воскликнуть «браво!»
Однако сперва лаконично поговорим о больших. Сборные торги Christie’s вечером 9 ноября принесли самую высокую за последние шесть лет сумму продаж - $640,8 млн (с учетом комиссионных аукционного дома). Аукционные рекорды были установлены для работ Ричарда Дибенкорна, Джоан Митчелл и Барбары Хепуорт. «Автопортрет» Эгона Шиле, выполненный в 1910 году акварелью и карандашом на бумаге преодолел эстимейт в $2 млн и был продан за $2,8 млн. Второй «Автопортрет» Шиле, сделанный в 1912 году в тюрьме, куда художника заключили за связь с несовершеннолетней, продали за $10,9 млн , почти в 4 раза превысив эстимейт.
Успешными были продажи европейских классиков.:«Лежащая обнаженная» 1968 года кисти Пикассо - $13,6 млн, «Портрет Кристины, моей сестры» 1928 года Фриды Кало - $8,2 млн, «Портрет дочери Кизетты»1928-1930 годов работы Тамары де Лемпицкой - $14,7 млн. «Воспоминания о визите в Ленинград» (1965) американца Ричарда Дибенкорна впервые появилась на аукционном прилавке. И сразу установило рекорд: его купил аноним за $46,4 млн (предыдущий рекорд художника в $27,2 млн). Безымянная композиция 1955 года Марка Ротко продана за $40 млн. И в завершение нашего лаконичного обзора нью-йоркского аукциона сообщим, что самым дорогим лотом стало картина размером 100 на 200 см из серии «Пруд с кувшинками», написанное Клодом Моне приблизительно в 1917–1919 годах и из анонимной частной коллекции. Оно ушло за $74 млн.
Теперь, без таможен, безбилетно по-над осенней Атлантикой перенесемся из Нью-Йорка с его многонулевыми ценниками в гораздо, гораздо более скромный Таллин. Здесь тоже аппетит приходит во время еды., а цену картина обретает в ходе торгов. Успешно (и, добавим, необычайно, что восхитительно!) прошли все три дня осенних торгов галереи Haus. Её традиционное меню сезонных торгов — хорошо сервированное искусство преимущественно начала и середины прошлого столетия, исполненное эстонскими художниками. Национальный антиквариат, главенствующий во всех подразделах торгов («Берег», «Идилия», «Цветы», «Женщины» и т.д.) умеренно разбавляли произведения 90-х и нулевых годов. Мы не делили этих авторов по поколениям, пояснила такую подачу галеристка Пийа Аусман, в тематических рубриках есть художники, которые учились в «Палласе», и те, кто уже учился в Художественном институте...
Конечно, наиболее острая борьба велась покупателями за живопись. Порой могло сложится совершенно ложное впечатление, что дамы и господа готовы купить буквально всё, что появлялось на аукционном прилавке. Но покупали активно (как не в себя, заметил один из участников). Из предложенных на торги произведений покойного члена Академии художеств СССР, орденоносца, но при всём том весьма озорного художника Эвальда Окаса были проданы все 3. Ожесточённая схватка развернулась за холст 1917 года «Вид на Пюхаярве» Йоханнеса Эйнсильда. Выставленный с эстимейтом €6.2 тыс. он был продан за рекордные €56.1 тыс.
Конечно, надежды на новые ценовые рекорды, связанные с продажами таких традиционных для галереи Haus художников, как Ричард Уутмаа или Адо Ваббе, оправдались лишь частично. Исключение не составили даже завсегдатаи практически всех эстонских торгов графические листы Эдуарда Вийральта. Подавляющее число лотов было продано либо по эстимейту, либо с его незначительным превышением. Но они были проданы! К примеру, темперу здравствующей Мари Роосвальт, дочери Эвальда Окаса «Абстракция» 1978 г. продали с незначительным превышением начальной цены: €2.1 тыс. превратились в €2.6 тыс..Однако, «Абстрактная композиция» Вальдура Охакаса с эстимейтом €8.9 тыс. в итоге покупательского поединка была продана за €25.6 тыс.
В цене оказались воспевающие производственный труд картины конца 70-х гг. «Ночная смена» Вальдура Охакаса и «Искры» Андреса Тольтса. Последняя наряду с «Видом на озеро Пюхаярв» вошла в дуэт ценовых лидеров осенних торгов галереи Haus. Понять логику, которая руководила покупателями — нам не дано. Почему, метровый холст Larus Marinus 2021 г. Валерия Виноградова, известного в Эстонии любителя больших и очень больших живописных форм, при эстимейте в €4.4 тыс. продали за €15.1 тыс.? У картины ведь увлекательнейший провенанс: чайки вдохновили художника на таллинской площади Свободы не по-детски - аж на две картины, меньшая из которых экспонировалась на выставках Эстонского Союза художников в Музее нового искусства в Пярну и Draakoni galerii в Таллине, а та, что побольше - в 2022 году на ежегодной выставке Эстонского СХ, где была выбрана зрителями как одна из десяти наиболее понравившихся картин...
Почему, живописные пейзажи Тоомаса Винта почти удвоили-утроили свои эстимейты: «Пейзаж дождя» 1985 года при эстимейте €9.9 тыс. продали за €25.2 тыс., а «Парк и лампы» 1992 года при начальных €8.9 тыс. ушёл за €15.6 тыс.? А из трёх графических листов Тыниса Винта два оказались непроданы, хотя вряд ли хоть в чём-то уступали другим лотам?..
Вроде бы всё всем давны давно понятно. Про то, как формируется цена на произведение искусства, написаны тысячи книг, прочитаны тысячи лекций. Но почему, по какой причине с аукционного прилавка вдруг сметают практически все лоты? И в Нью-Йорке, и в Таллине? Где искать ответы? У шлюпок в последние минуты плавания «Титаника»? - как-то, извините, не хочется. Или спросить у чудного дитяти Болдинской осени «Пира во время чумы» из семейства «маленьких трагедий» Александра Пушкина?
Текст: Олег Серебряков, Таллин
Иллюстрации: архив Прииска, Christie's, Haus
На иллюстрации: Ричард Уутмаа (1905-1977). Вид приморской деревни. 1930-40 гг., х., м., 71.5х92, обрамлена. Эстимейт Haus €14 тыс., продано за €44.5 тыс..